Найти в Дзене

Резиновая рука, эффект МакГурка и другие иллюзии восприятия: примеры того, как наш мозг умеет обманывать

Наш мир вовсе не такой, каким мы его видим, слышим и чувствуем. Человеку даны органы и рецепторы, чтобы обеспечить реалистичное восприятие действительности. И если мы не верим чужим описаниям, то всегда есть возможность лично потрогать предмет, осмотреть его или даже попробовать на вкус. И как тут не полагаться на собственные ощущения? Между тем даже их окружающая действительность без труда вводит в заблуждение. Не секрет, что именно зрение – наш главный орган восприятия реальности. Но он не безгрешен. Ведь даже простые советы о выборе одежды, о том, что черный цвет – стройнит, а светлый – зрительно утолщает фигуру, имеют как раз отношение к зрительным иллюзиям. И эта игра черного и белого была известна еще в XIX веке, открывший ее немецкий физик Герман Гельмгольц назвал это «иллюзией освещения». Суть ее заключается в наличии в нашей системе зрения двух типов нейронов, одни чувствительны к светлым объектам, другие же — к темным. И первый тип как раз ведет себя активнее, выделяя светлы
Оглавление

Наш мир вовсе не такой, каким мы его видим, слышим и чувствуем. Человеку даны органы и рецепторы, чтобы обеспечить реалистичное восприятие действительности. И если мы не верим чужим описаниям, то всегда есть возможность лично потрогать предмет, осмотреть его или даже попробовать на вкус. И как тут не полагаться на собственные ощущения? Между тем даже их окружающая действительность без труда вводит в заблуждение.

Как мозг отличает красивое от некрасивого
Яблык: технологии, природа, человек21 декабря 2024

Как нас обманывает зрение

Не секрет, что именно зрение – наш главный орган восприятия реальности. Но он не безгрешен. Ведь даже простые советы о выборе одежды, о том, что черный цвет – стройнит, а светлый – зрительно утолщает фигуру, имеют как раз отношение к зрительным иллюзиям. И эта игра черного и белого была известна еще в XIX веке, открывший ее немецкий физик Герман Гельмгольц назвал это «иллюзией освещения». Суть ее заключается в наличии в нашей системе зрения двух типов нейронов, одни чувствительны к светлым объектам, другие же — к темным. И первый тип как раз ведет себя активнее, выделяя светлые предметы.

Примером оптического обмана может быть комната Эймса. В иллюзии участвует комната в форме трапеции с наклонными стенами, полом и потолком.

-2

Однако специальным образом выложенная плитка дает ощущение правильных, прямоугольных форм. Из-за этого находящийся в одном углу человек будет казаться намного меньше, чем находящийся в другом углу.

-3

И придуманный офтальмологом Эймсом в 1946 году эффект не просто забавный, а еще и стал источником спецэффектов для кино. Ведь в таких условиях нетрудно «создать» карликов или великанов.

Простой иллюзией видится уменьшающийся круг. На гифке серые кружки вокруг центрального оранжевого то уменьшаются, то увеличиваются. Наблюдателю кажется, что и размер цветного элемента тоже меняется. Однако это лишь иллюзия – изменение размера оранжевого круга в центре наш мозг производит за счет активного изменения размеров его соседей.

-4

Закрученная в спираль цепочка из квадратиков видится пересечением кругов.

-5

Однако рассмотреть истинное положение элементов мешают контрастные элементы. Они сбивают фокус. Мозгу кажется, что круги пересекаются, наползая друг на друга. Зрение подает разнородные сигналы, противоречащие друг другу. Один сигнал кричит о спирали, другой – о кругах. И именно версия о спирали или пересечении кругов кажется самой правдоподобной, ведь полноценно оценить положение всех элементов мы просто не в состоянии. Вот мозг и выдает понятную ему версию о закрученной спирали. Но если поверх цепочки наложить цветную линию, то иллюзия быстро развеется. Объекты станут жестко привязанными – мы увидим те самые концентрические круги.

-6

Но интересно еще и то, что одно и то же изображение люди могут видеть совершенно по-разному, ниже три легендарных примера (проверьте их, когда будете находиться в компании друзей):

Одни люди утверждают, что на этой фотографии изображено белое платье с бежевыми (золотыми) вставками, другим кажется, что оно черно-синее.

-7

Одни люди видят здесь розово-белые кроссовки, другие — серо-бирюзовые:

-8

Еще одни кроссовки. Для одних они черные, другие же видят здесь белую обувь.

-9

Как нас обманывает слух

Ошибочную информацию в мозг может подавать и слух. Дело в том, что он обычно работает в связке со зрением. Но если визуальная информация противоречит тому, что мы слышим, то мозг предпочитает верить картинке.

Любопытным оказывается эффект МакГурка. С ним человеку тяжело бороться, даже если он знает, что происходит. Но данный эффект как раз и показывает связь между слухом и зрением.

На видео мужчина произносит один и тот же звук «па», мы привыкаем к правильному движению губ. Но потом картинка меняется, он словно бы начинает говорить «фа» – и это мы начинаем слышать! Но на самом деле звук остается прежним. Понять это можно, просто закрыв глаза на момент произнесения слов.

И этот эффект наблюдается не только в отношении отдельных звуков, но и с целыми словами. Ниже размещен фрагмент из фильма «Бойцовский клуб», завирусившийся в соцсетях, в котором вы услышите «Короновирус» или «Корнелиус» в зависимости от того, какое слово прочтете на экране.

Ожесточенные споры также вызвала звуковая иллюзия со словом «Laurel» (Лорел), произнесенным машинным голосом. Многие пользователи слышат совсем другое слово – «Yanny» (Енни). А ведь эти слова совсем не похожи! Удивительно, но в комментариях к видео встречаются даже люди, которые способы слышать оба варианта.

Как нас обманывают вкусовые рецепторы

Вкусовые рецепторы помогают ощутить вкус пищи, сортируя вкусное и невкусное. Но можно ли им доверять? Довольно известный эксперимент был проведен с ценителями вина. Им дали на дегустацию один и тот же напиток. Но в первом случае он предстал обычным белым вином, во втором же его внешний вид был изменен лишь за счет красителя. И ценители стали улавливать уже новые нотки, присущие именно красному вину.

Даже цвет посуды влияет на вкус еды. Поданный в оранжевой или кремового цвета чашке горячий шоколад кажется более сладким и ароматным, чем этот же продукт в посуде красного или белого цвета. Собственно, работает этот принцип и с другими напитками. Известно, что желтая банка «усиливает» вкус лимона, газировка из синей банки лучше утоляет жажду, чем она же из красной, а напиток из розовой емкости слаще.

Резиновая рука, или как нас обманывают тактильные ощущения

И если нас обманывают основные наши источники восприятия мира, то уж на тактильные ощущения точно нельзя надеяться. Классическим доказательством является эксперимент-иллюзия резиновой руки. Человек кладет на стол одну руку, рядом с которой помещают резиновую модель второй. Настоящая же рука оказывается лежащей параллельно за ширмой и ее испытуемый не видит.

В ходе эксперимента синхронно кисточками проводят по обеим рукам: фальшивой и настоящей спрятанной, касаясь одних и тех же мест. Мозг привыкает к картинке и начинает воспринимать резиновую руку своей настоящей, ведь от нее поступают правильные тактильные ощущения. И когда по резиновой руке вдруг бьют молотком, человек испытывает сильный испуг. Более того, в ходе этого эксперимента рука за ширмой оказывалась холоднее первой, настоящей. Визуальная картинка обманула мозг, он перестал воспринимать информацию от настоящей конечности. Опыт показал, как наше ощущение тела связано с нашим зрением и образом мышления.

Обманом со стороны тактильных органов можно отнести и фантомные боли – у людей «болит» отсутствующая после ампутации часть тела. Мозг ее все еще «чувствует» и создает у себя острые болезненные сигналы.

Несмотря на то, что и сам по себе наш мир полон искажений и иллюзий, и сами ученые их придумывают, в шутку ли разыгрывая людей или с целью изучения нашего мозга, других вариантов восприятия действительности у нас нет. Человек вынужден доверять своему зрению, слуху, вкусу и тактильным ощущениям, но при этом всегда надо помнить о возможности естественных заблуждений.

Смотрите также: