Найти в Дзене

Что такое байопик: история возникновения жанра и лучшие фильмы

Оглавление

Когда речь заходит о новых сериалах или фильмах, часто можно услышать термин «байопик». Мы уже разобрались с сиквелами и приквелами, настало время для изучения очередного кинематографического термина. На самом деле кроется за ним обычное биографическое кино.

Что такое байопик?

Кадр из фильма «Вселенная Стивена Хокинга», 2014 г
Кадр из фильма «Вселенная Стивена Хокинга», 2014 г

Сам этот термин возник еще в начале 1950-х. Слово байопик (biopic) по сути своей аббревиатура – сложение двух английских слов «biographical» и «picture». Дословно они как раз и переводятся, как биографическая картина. Этот жанр кинематографа рассказывает о жизни и судьбе некоей знаменитости, выдающейся личности. Используется реальное имя человека и настоящие факты его биографии. При этом упор делается не на освещение исторических хроник, а на влияние самого человека на события того времени.

У байопиков обычно драматическая основа, но некоторые фильмы такого рода включают в себя элементы комедии, экшена, мюзикла, анимации и других жанров. Допускается отступление от достоверности в пользу развития сюжета, а сами события подаются более драматично. В байопиках время сжимается, чтобы показать все основные события в жизни героя, а второстепенные люди могут сливаться в некое общее лицо.

Байопики могут сниматься как в жанре полноценного метра, так и в виде короткометражек («Никола Тесла, человек из будущего» или «Никто» об Элвисе Пресли) или же сериалов («Великолепные Медичи» или «Раневская»).

История байопиков

Фильмы-биографии появились в кино еще в самом его начале. Так, в 1899 году француз Жорж Мельес снял 10-минутный немой фильм «Жанна д’Арк». Хронометража хватило, чтобы показать историю девы с момента явления ей святого Николая и вплоть до гибели на костре. Впрочем, даже у этого фильма был предшественник — 18-секундный фильм «Казнь Марии Шотландской», снятый в 1895 году Альфредом Кларком. Но полноценным байопиком его считать сложно из-за короткого хронометража.

Золотой век Голливуда привел и к расцвету байопиков. С 1927 по 1960 в Америке было снято около 300 картин в этом жанре, некоторые из которых стали классикой. Тот же «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса вообще называют величайшим фильмом всех времен.

Кадр из фильма «Гражданин Кейн», 1941 г
Кадр из фильма «Гражданин Кейн», 1941 г

Правда, большая часть байопиков оказалась низкого качества из-за чрезмерного мелодраматизма. Жизни знаменитостей показывали яркими, эмоциональными, смещая акцент с самой жизненной драмы. Другим заметным фильмом этой эпохи можно назвать «Клеопатру» 1963 года — четырехчасовой масштабный эпик, сделавший звездой Элизабет Тейлор.

Кадр из фильма «Клеопатра», 1963 г
Кадр из фильма «Клеопатра», 1963 г

В 70-80-е блеск и гламур остались позади, востребованы стали более естественные истории. Теперь герои показывали всю сложность своего характера, раскрывались даже темные и неоднозначные страницы их биографии, подсвечивались личные драмы. Заметными фильмами эпохи стали «Амадей» (история Моцарта глазами Сальери), «Никсон». Сегодня байопики все так же в тренде. Только за последнее десятилетие вышли сотни фильмов в таком жанре.

Кадр из фильма «Амадей», 1984 г
Кадр из фильма «Амадей», 1984 г

Байопики в России

В России первые байопики снимались исключительно с точки зрения интереса к истории личности. В 1910 году торговый дом Ханжонкова выпустил сразу две ленты в этом жанре: «Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири» и «Петр Великий». В Советском Союзе кино решало задачи идеологии, оно должно было воспитывать на основе правильно освещения героических персонажей. Так что байопики оказались востребованными.

Кадр из фильма «Петр Великий», 1910 г
Кадр из фильма «Петр Великий», 1910 г

Помимо показа вождей, Сталина и Ленина, байопики посвящались и «правильным» правителям дореволюционной эпохи: Петру I, Александру Невскому, Ярославу Мудрому. Героями жанра стали военачальники Суворов, Ушаков, Чапаев. Режиссерам интересна оказалась жизнь и творческих личностей: Пушкина, Толстого, Чайковского. Жанр актуален и сегодня, современное отечественное кино рассказывает о жизни Высоцкого, Колчака, хоккеиста Харламова, Раневской, Магомаева и других знаменитостей.

Чем интересны байопики?

У этого жанра имеется несколько примечательных особенностей:

Фокус на главном герое. Правда, иногда байопик может быть посвящен и группе людей, объединенных какой-то общей идеей, делом.

Внимание к самым важным событиям в жизни реального человека. Байопик не обязательно расскажет всю биографию человека с момента рождения и до самой его смерти. Например, в «Оппенгеймере» показана юность ученого и его зрелые годы, когда он и работал над главным своим проектом.

Вольное обращение с фактами. Байопики могут опускать какие-то детали биографии героя (в «Коко до Шанель» нет ни слова о сотрудничестве героини с фашистами), рассказывать историю не в хронологическом порядке, а иногда даже придумывать сюжеты ради более напряженной и интересной истории. Так что доверять байопикам не стоит, режиссеры пытаются сохранить баланс между историей и творчеством, но перекосы всегда возможны.

Родственники байопиков

У байопиков есть родственники, с которыми их постоянно путают. Но в документальном кино на первый план выходят факты. Авторы таких фильмов принципиально хотят показать героя таким, каким он и был в реальной жизни, о чем говорят документы и воспоминания. Байопики же делают упор на художественное переосмысление биографии персонажа. Если «Нуреев» Жаклин и Дэвида Моррис построен на архивных кадрах, интервью и комментариях знакомых танцора, то «Нуреев. Белый ворон» Рэйфа Файнса – классический байопик за счет игнорирования важных деталей личной жизни героя и заигрывания со временем.

Близок байопикам жанр докудрамы. В ней сочетаются документальное и игровое кино. История реальных людей домысливается в тех местах, где есть пробелы. Тем не менее докудрама – последовательная и тщательная реконструкция события, а не их вольная интерпретация.

Почему байопики нравятся не всем?

Далеко не всем зрителям нравится, как с экрана подается история их кумира. Например «Величайшего шоумена» (2017) о Финеасе Барнуме обвинили в поверхностности. Ни характер героя не был раскрыт, ни какие события его жизни вообще сделали из него звезду шоу-бизнеса. Байопик «Жанна д’Арк» (1999) Люка Бессона по мнению зрителей показал героиню психически нездоровой воительницей, а не святой хрупкой девушкой. В «Нине» (2016) о темнокожей иконе джаза Нине Симон роль досталась актрисе из Доминиканы со светлой кожей.

Кадр из фильма «Жанна д’Арк», 1999 г
Кадр из фильма «Жанна д’Арк», 1999 г

Байопики критикуют родственники и друзья героев, ведь сценаристы вольно трактуют факты, не утруждая себя консультациями. А сами герои порой даже подают в суд на создателей за очернение своей репутации. Даже в киноиндустрии не все любят байопики. Так, снявший «Оппенгеймера» Кристофер Нолан считает этот жанр бесполезным, загоняющим в рамки, обедняющим идею и заставляющим упрощать. А свой фильм режиссер предпочел назвать судебной драмой.

1. «Игры разума» (о математике Джоне Форбсе), 2001 г.
2. «
Зеленая книга» (о джазовом пианисте Доне Ширли), 2018 г.
3. «
Пеле: Рождение легенды» (о футболисте Пеле), 2015 г.
4. «
Ford против Ferrari» (об инженере Кэрролле Шелби), 2019 г.
5. «
По соображениям совести» (о военном медике Десмонде Доссе), 2016 г.
6. «
Оппенгеймер» (об ученом Роберте Оппенгеймере), 2023 г.
7. «
Тренер Картер» (о баскетбольном тренере Кене Картере), 2005 г.
8. «
Работа без авторства» (о художнике Герхарде Рихтере), 2018 г.
9. «
Богемская рапсодия» (о рок-певце Фредди Меркьюри), 2018 г.
10. «
Легенда №17» (о хоккеисте Валерии Харламове), 2012 г.
11. «
Вселенная Стивена Хокинга» (об ученом Стивене Хокинге), 2014 г
12. «
Калашников» (о конструкторе стрелкового оружия Михаиле Калашникове), 2020 г.
13. «
Большая игра» (о создателе организации подпольных игр в покер Молли Блум), 2017 г.
14. «
Мавританец» (о мавританце Мохаммеде Ульд Слахи, который содержался 14 лет в тюрьме США без предъявления обвинений), 2020 г.
15. «
Эдди “Орёл”» (о прыгуне с трамплина Эдди Эдвардсе), 2015 г.
16. «
Игра в имитацию» (о математике Алане Тьюринге), 2014 г.
17. «
Основатель» (об одном из первых владельцев сети «Макдоналдс» Рэе Кроке), 2016 г.
18. «
Лев Яшин. Вратарь моей мечты» (о футболисте Льве Яшине), 2019 г.
19. «
Тоня против всех» (о фигуристке Тоне Хардинг), 2017 г.
20. «
Дом Gucci» (о Маурицио Гуччи — наследнике модного дома Гуччи), 2021

Смотрите также: