Найти в Дзене
Тот самый «Епихин»

«В интернетах ваших ничего нету»

За свои 14 лет преподавательской практики я слышал эту фразу в различных вариациях сотни раз. Логично, что она достигала меня будучи произнесенной моими же студентами и магистрантами, которые, как обычно, за день до сдачи рефератов или выпускных работ на проверку, судорожно начинали «серфить интернеты» и… ничего не находить. И если лет 10 назад я еще мог с участием отнестись к такой ситуации, успокаивая себя тем, что люди еще не интегрировались в виртуальную среду всемирной сети и могут просто не уметь ориентироваться в ней. Но сейчас, когда сызмальства у каждого дитя набор гаджетов, собственные аккаунты, когда в школах во всю преподают информационную грамотность, информатика, программирования разные (ну, или как там ее). Как сейчас можно что-то не найти в интернете? Долго размышляя над этим вопросом, я пришел к некоторым соображениям, которыми хотел бы поделиться в виде тезисов. Тезис 1 «Человек не может найти (или вообще не искал) нужную информацию в интернете, потому что он лентя

За свои 14 лет преподавательской практики я слышал эту фразу в различных вариациях сотни раз. Логично, что она достигала меня будучи произнесенной моими же студентами и магистрантами, которые, как обычно, за день до сдачи рефератов или выпускных работ на проверку, судорожно начинали «серфить интернеты» и… ничего не находить. И если лет 10 назад я еще мог с участием отнестись к такой ситуации, успокаивая себя тем, что люди еще не интегрировались в виртуальную среду всемирной сети и могут просто не уметь ориентироваться в ней. Но сейчас, когда сызмальства у каждого дитя набор гаджетов, собственные аккаунты, когда в школах во всю преподают информационную грамотность, информатика, программирования разные (ну, или как там ее). Как сейчас можно что-то не найти в интернете? Долго размышляя над этим вопросом, я пришел к некоторым соображениям, которыми хотел бы поделиться в виде тезисов.

Тезис 1 «Человек не может найти (или вообще не искал) нужную информацию в интернете, потому что он лентяй-обыкновенный» - логичное умозаключение. И мы отлично знаем, что если нас что-то интересует, то при необходимости мы и vpn-подключение найдем, и профиль в даркнете (ни в коей мере не агитирую) создадим. В общем, было бы желание. Как бороться с ленью в поисках информации? Рычагами воздействия, которые могут повысить вовлеченность студента в процесс. Вовлеченность может возникнуть из-за внутреннего желания (очень интересный предмет), может стать следствием сторонней позитивной мотивации (я ищу материалы, потому что хочу учиться без долгов, писать статьи, выступать на конференциях и получать стипендию, желательно, повышенную) и, конечно, может сыграть свою роль негативная мотивация (не сдам реферат - будет долг, не найду материалы - не напишу диплом - либо не выйду на защиту, либо придется тратить свою кубышку на покупку готового и сделанного чужими руками). 

Тезис 2 «Человек не может найти нужную информацию в интернете, потому что он не умеет ее искать». Это вполне закономерно, но скорее всего маловероятно по причине тезиса 1. Хотел бы нашел и научился. Мы находимся в той фазе развития социума, что без всемирной сети и шага ступить не можем, поэтому говорить о неумении не приходится. Хотя я все равно являюсь приверженцем того мнения, что на уроках сетевой грамотности, информатики и прочего - нужно в первую очередь учить детей искать информацию, ориентироваться на местности. Без обид к учителям информатики, но то, что мы учимся программировать в школе - это круто, но неужто все выпускники пойдут в ITшники? На мой взгляд, учить нужно сначала ориентированию по сторонам света (пользоваться компасом, положением солнца и звезд), а потом уже вещать о том, как работает систем навигации самолета или космического спутника.

Тезис 3 «Человек не может найти нужную информацию в интернете, потому что он утонул в информационном океане». Учитывая количество производимой ежедневно информации, логично, что в таком океане не каждый способе сориентироваться и найти нужный ему источник или, если вам нравится, маяк. Как здесь быть? Опыт, опыт и еще  раз опыт. На мой взгляд, каждый человек должен тренировать навык поиска информации и не перекладывать его на кого-то другого, либо использовать на постоянной основе системы допинга-читинга (ну, типа всякие там GPT чаты). Ведь самостоятельный поиск информации тренирует не только навык поиска, но еще и умения ранжировать источники, осуществлять их первичный анализ. Логично, что пройдя несколько раз «круги ада» информационного поиска - человек ощущает себя уже опытным «информационным волком» и ровно ведет крейсер своих поисковых запросов по мировому океану интернета.

Как быть в этой ситуации тому преподавателю, который ждет «информацию» от студента? Самый тупой и безнравственный метод в данном случае - преподаватель просто дает информацию, чтобы ребеночек не надрывался. Мне встречались случаи студентов, которые вещали: «Мне Марьванна дала реферат студента с прошлого года и я его доработал». А-ля стокгольский синдром, на первый взгляд. Но тут еще играет роль и тупо банальная лень со стороны преподавателя - зачем себе усложнять работу проверкой, если можно дать уже выверенный материал? И не стоит тут расписывать басни про всевидящее око антиплагиата. Вот в чем-чем, а в этом наши доблестные грызуны науки точно находятся на волне знаний мирового уровня. Тупой этот метод, потому что человек ничему не учится, а безнравственный, потому что преподаватель не выполняет своих обязанностей (увиливает от нее, облегчает себе жизнь). Как я вижу, наша задача - это не сделать за студента, а - научить!

Хотя если проанализировать все тезисы, то, в принципе схема ясна. Человек  не умеет искать информацию или умеет, но плохо (тезис 2). Следовательно, для него это триггер и он старается не делать того, что не умеет - сторонится, значит не получает опыт (тезис 3). Кроме того, когда что-то не умеешь и нужно учиться, то срабатывает закон сохранения энергии человека, то есть закон лени и поиска пути наименьшего сопротивления (тезис 1). Значит все равно мы упираемся в необходимость обучать способности искать информацию и на постоянной основе тренировать ее.

В своей практике я работаю по принципу «дай удочку, а может сеть» в несколько этапов:

  • «Не можешь найти информацию - а грамотно ли ты ставил запрос? Напиши мне ключевые слова своего запросы и виды запросов, которые ты считаешь нужным» - это словно правильно подобрать наживку или блесну.
  • «Не можешь найти информацию в русско-язычных источниках? Сформируй запросы на иностранном языке и покажи мне» - не можешь поймать в пруду - двигайся на реку.
  • «Не можешь найти информацию в стандартных поисковиках или тонешь в потоке рекламной информации и прочего информационного шума, потому что ключевые слова твоего запроса охватывают слишком широкий объем информации? Иди на целевые сайты (базы статей и книг) и профессиональные форумы» - коль идешь с сетью и в нее попадается всякое, то не перегораживай весь водоем, а поставь ее там, где логичнее всего будет рыба.

В общем и целом, как говорит комик А. Щербаков, в интернетах есть все - только нужно уметь искать.

Вот такой поток, как обычно, сумбурных мыслей. Еще одна капля в информационный океан интернета. Как вы думаете - много ли сейчас информации, которую нельзя найти в интернете? Или это отговорки, идущих на поводу у лени?

С уважением,

Тот самый Епихин