Найти в Дзене
Bible vs human wisdom

Пожалуй, самая красивая книга о бренности и красоте жизни

[Отзыв на книгу "Сто лет одиночества"]

Достоинства: Красиво про суетность жизни

Недостатки: "Одиночество" - не совсем правильная концепция для данного произведения

Друг спросил: почему у тебя "Сто лет одиночества" в микросписке любимых? Непонятная ж книга! И правда: даже вот глянуть на отзывы: то "5", то "1", то "5", то "2". Троек и четвёрок мало. Либо прекрасно, либо - ужасно! Это само по себе неспроста. Человек написал что-то, что разделило напополам человечество)). Талант надо иметь. Хуже было бы, если б 3,4, 3,4, 4,3.

Ну так почему у меня "пятёрка"? Попытаюсь объяснить.

Во-первых, стиль. Умные буктьюберы объяснили мне, что это - "магический реализм". Ну, пусть будет лет ит би. Сначала же я прочитал у Маркеса "Любовь во время чумы/(холеры))". Там во всей книге "магического" было только то, что главный герой имел стремящееся к бесконечности число половых связей, как ответ на то, что он не может иметь таковую с самым необходимым в жизни объектом, а именно с любовью всей своей жизни. Я, как врач, задумался: ну тут, прям, перебор - если уж так, то как минимум на первой четверти своего списка должен был этот герой-любовник исчахнуть и умереть если не от СПИДа (ещё в те времена не восставшего), то от сифилиса.

В "100 лет" же "одиночества" подобной "магии" просто с преизбытком. Тут и летающие ковры-самолёты, и 183 войны, которые ведёт самый-себе неприметный сын главного героя (условно-главного), и пиявки, присосавшиеся к 100-летней главной героине-старушке в условиях чрезвычайно повышенной влажности под конец 3-го года непрекращающегося дождя, и муравьи-людоеды, и расстрел из пулемётов всего города на главной площади, о котором известно только одному человеку, и сказ о том, как женщина победила мужчину в чемпионате по обжорству и многое-многое-многое подобное.

Когда я впервые столкнулся с чем-то таким в повествовании (кажется, с ковром-самолётом), я подумал: "Мужик, как там тебя, Маркес, окстись, ты ж реализм пишешь, какой-такой ковёр?!" Но читаю дальше и вникаю: "Ага, не просто так это, играется этот автор с читателем, играется, как кошка с мышкой". Как динозавр с летучей мышью, как злой бог с глупым человеком, вот как. Ну ладно, думаю, давай, колумбиец, жги, раз нравиться тебе, а я согласен: глупый я человек, мне не привыкать.

Смеётся он в романе с вами, поймите, граждане (кто за книгу "единицу" поставил), а вы и не поняли.

Но я ж одновременно и глупый, и умный. Понял его игру, и читаю. И понимаю. И мне хо-ро-шо!

Во-вторых, смысл. Автор глумится и одновременно восторгается над суетностью/красотой/смешнотой/глупостью/мудростью человеческой жизни. Давание детям главного (условно) героя одних и тех же имён, я думаю, не блажь Маркеса, а его что ни на есть коварный умысел. Он размножил героя. Придал ему разные характеристики/характеры/характерности, поместил почти в одни и те же условия, и дал ему прожить все-все-все эти жизни. И они прожили. Вот так, как в книге. И как в реальной (немагической) жизни. Глупо. Обжорно. Воинственно. Семейственно. Шизофренично. Аутично. Глупо-влюблённо. И так далее, и так далее. И каждую из этих ипостасей злосмеющийся колдун-Маркес убивает, как ему нравится (он же игрок, он же бог сам для себя): кого-то в бассейне топит, кого-то в сумасшедшем состоянии к дереву привязывает, а кого-то муравьям на съедение отдаёт. Сказка.

Но Маркес и серьёзен. Он только бравирует этим своим баловством с жизнями (судьбой) героев. А сам-то думает: а что вот жизнь, и правда, такое? Как её понять? Как из этой жизни сделать хоть что-то значимое, что-то оправдывающее её красоту, её толк? И он ох как красив в этом своём размышлении. Его рука пишет, мозг картины рисует, а дух кричит: ребята, поймите же вы, что жизнь прекрасна! зацепитесь за неё! не тратьте её на глупости! я-то дурак, а вы (кто-то из вас), может, поймёте и разберётесь, и проживёте правильно её!! Да. Это серьёзно. Очень серьёзно. Красиво в своей серьёзности.

В-третьих, красота. "100 лет одиночества" - красивое произведение. Один пример. В какой-то момент в семействе Буэндиа появляются два близнеца. Разнояйцовые, но в детстве похожие. Им дают имена, те же, что и всегда в этом семействе. Аурелиано и Хосе Аркадио. Но. По характеру, Аурелиано больше (по повадкам, исторически) похож а Хосе Аркадио, а Хосе Аркадио - на Аурелиано. В детстве так случается, что они меняются именами и проживают жизнь под именем "неправильного" имени. А когда их хоронят (они умирают в один день, хотя и живут совершенно по разному - один сумасшедший, другой - обжора), случайно перепутывают гробы, и их хоронят "правильно": Аурелиано как Аурелиано, а Хосе Аркадио, как Хосе Аркадио. Это красиво. Очень красиво!! Красота - в глобально-ироничной издёвке над жизнью. Люди (их жизнь), слишком мелки, и даже случайность (глупость) берёт верх над ними.

Маркес мастерски закольцовывает свою историю. Кажется, у него не потерян ни один нюансик (даже муравьи).

В-четвёртых, философия. Одиночество. Трудно было браться за книгу (хотя она ж во всех рейтингах) из-за названия. Думается: слуш, там наверное про одинокого философствующего чувака, какого-нибудь полковника, которому никто не пишет, а я ж сам такой - не хватало ещё читать про унылого самого себя. А вышло, оказывается, бойко, задорно, с серьёзным колумбийским юморком. И концепция "одиночества" (чёрного) в этот колумбийский юмор, на мой взгляд, не попала. Маркес под одиночеством разумеет философствующую индивидуальность: вот, есть человек, и живёт он как ему кажется правильным - его в этом выборе не поддерживают, и от этого он одинок... Н-н-нууу. Не знаю. Будь я Маркесом, я бы по-другому книгу назвал. И это, кстати, ещё одно доказательство его гениальности: книга с таким нудным названием заставила людей себя читать и умудрилась ещё и прославиться.

Итог. Книга хороша. Все, на свой лад, копируют Экклезиаста, осознанно или нет: Шолохов написал "Тихий Дон", Толстой - "Смерть Ивана Ильича", Маркес - "100 лет одиночества". Каждый так и норовит Экклезиаста разукрасить кисточками своими!)). Беритесь за Библию, граждане. Там ведь не только Экклезиаст. Там ещё и Евангелие, и письма апостолов, и Апокалипсис есть)).

Но чисто, как эстетствующему, непередовому христианину мне Маркес по душе. Уж больно красиво мужик романец про жизнь состряпал. Про жизнь тускло-бессмысленную, ту, что Адам с Евой всем нам запоганили.

Дружественный канал:

Естественный разум | Дзен