Найти в Дзене
Alt Mind

Как выжить в школе.

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует. Альбер Камю С чего все начинается? С мотива. Зачем ребенок ходит в школу? Для многих сама постановка вопроса кажется абсурдной. Ну как же? Пришел возраст – пора в школу. А зачем? Попробуйте спросить любого первоклассника – зачем ты ходишь в школу? Уверен – большинство ответит: «Родители велят». Так принято. Всё, что важное даёт современная школа, закладывается в первые 4 класса. Писать, cчитать, читать умеете, а дальше, если есть возможность и желание, нужно самостоятельно добавлять и изучать предметы психологического, философского уклона. Уходить на самообразование. Круг общения также гораздо продуктивнее подбирать самому, что даст куда более высокое социальное развитие. Но, если это невозможно, готовимся выживать, пытаясь оставаться человеком. Школа – это не просто элемент образовательной системы. Это главный государственный институт, миллионными тиражами выпускающий человека, укомплектованного ограниченными и унифицированными

Школа готовит нас к жизни в мире,

которого не существует.

Альбер Камю

С чего все начинается? С мотива. Зачем ребенок ходит в школу? Для многих сама постановка вопроса кажется абсурдной. Ну как же? Пришел возраст – пора в школу. А зачем? Попробуйте спросить любого первоклассника – зачем ты ходишь в школу? Уверен – большинство ответит: «Родители велят». Так принято.

Всё, что важное даёт современная школа, закладывается в первые 4 класса. Писать, cчитать, читать умеете, а дальше, если есть возможность и желание, нужно самостоятельно добавлять и изучать предметы психологического, философского уклона. Уходить на самообразование. Круг общения также гораздо продуктивнее подбирать самому, что даст куда более высокое социальное развитие. Но, если это невозможно, готовимся выживать, пытаясь оставаться человеком.

Школа – это не просто элемент образовательной системы. Это главный государственный институт, миллионными тиражами выпускающий человека, укомплектованного ограниченными и унифицированными фрагментами разрешенных знаний, и соответствующей идеологической начинкой, сформированного с жестко определенными задатками, взглядами на мир, психологией.

Все, что дает школа, это: шанс учиться в институте, удивительные исполнительские способности, редкостное прилежание и послушание, полная неспособность расслабиться, если дела не сделаны, вера в непререкаемые авторитеты, избыточное старание в любом, иногда не стоящем того, деле, сильная зависимость от оценок других людей и невозможность иметь собственное мнение и собственную позицию.

Наше школьное образование постулирует: будь послушным, усердным, старайся, много работай! То, что сказали взрослые люди до тебя, значительно правильнее всего того, что можешь сказать ты. Есть непреложные истины, которые тебе следует знать, не оспаривая и не подвергая их сомнению. Будь прилежным, исполнительным, следуй установленным правилам, слушай старших и усердно учись! Только тогда ты избежишь недовольства представителей взрослого мира, и возможно даже получишь поощрение.

Именно поэтому предметы, обучающие принимать те или иные решения жизни, пониманию себя психически, осознанию, навыкам самоопределения и т.п, специально выведены из школьных программ.

Очень многие дети не любят школу, и одной из важных причин является то, что ребенку или подростку тяжело выжить в школе.

Словосочетание «выжить в школе» подразумевает скорее не физическое выживание, а моральное.

То какой ты есть на самом деле, и то каким тебя видят окружающие – разные вещи. Люди относятся к тебе не потому какой ты есть, а потому какими они тебя видят. Школа, это такое место, где каждый видит тебя по своему.

Для детей важно высказать свою позицию относительно любой мелочи. Однако такая практика в школе нередко заканчивается конфликтами и, как следствие, учащиеся и учителя начинают мстить. Школа не ценит ничего, кроме удобного ученика: спокойного, со всем согласного. Но при этом, конечно, делает вид, что ребёнок — личность. Но попробуй только сунься со своей индивидуальностью!

Уважаемые ученики, не надо! Поймите одно: ни одна ситуация, где вы доказываете свою позицию, спорите и перечите учителю, не закончится в вашу пользу.

Останьтесь при своём мнении, иначе вы рискуете сконцентрировать на себе внимание и стать мишенью.

Сплетни, группировки, давление со стороны сверстников, приспособление, издевательства, киберзапугивание, драмы, конфликты между друзьями, социальная иерархия – все это усиливается в средней и старшей школе.

Если дело доходит до драки, постоять за себя еще никто не запрещал, но знай меру, помни, что ты не на ринге, а в школе. Влезать в открытую драку глупо и опасно. А вот сообщить в соответствующие органы через взрослых это умный, тактичный и достойный ход, который пригодится и в дальнейшей жизни.

Невыносимая жизнь в школе складывается из неприятных особенностей школы, как образовательного учреждения, из отношений с учителями и администрацией учебного поведения, из конфликтов со сверстниками и старшими обучающимися, из невозможности развиваться согласно своим возможностям и интересам.

Самый большой урок, который мы выносим из школы, заключается в том, что учеба – это работа, которой нужно избегать при первой возможности. Почему? Потому что все, что человек делает по чужой указке и по составленному кем-то графику, по навязанным кем-то методам, – это труд. Когда кто-то контролирует процесс обучения ребенка, радость превращается в тяжелую и неприятную работу.

Одна из трагедий школьного образования в том, что в школе успех зависит от того, кто и как об этом будет судить, а не от собственных реальных результатов, приносящих удовлетворение. Среди нас слишком много тех, кто всю жизнь живет как школьники, больше стараются произвести впечатление на других и меньше интересуются собственными результатами. Они продолжают жульничать во всем – в науке, в бизнесе, в политике, в законах и других областях карьеры. Привычка обманывать, сформированная в школе, остается с ними на всю жизнь.

Школьная атмосфера с соревнованиями и разделением по возрасту создает идеальные условия для формирования в каждом поколении соперничающих блоков или группировок, дает основу для издевательства над сверстниками. Детей, которых не принимают в какую-то признанную группировку, станут жестоко дразнить, и у них не будет возможности избежать унижений.

Много детей остаются в школе только физически, но не умственно, не ментально. В итоге они учатся жить двойной жизнью, двойными стандартами. Тысячи школьников не рискуют быть в классе самими собой.

Чтобы выжить в школе, приходится становится либо задавленным человеком с комплексами на всю оставшуюся жизнь, либо пофигистами. Страшно быть человеком правды в этом школьном мире.

Если вас постоянно дразнят, нужно, как ни странно, не реагировать на обидные слова. Запомните, что это – игра, в которой вас выбрали «жертвой». Чем яростнее вы будете реагировать, тем больше радости доставите тем, кто вас обижает. Сначала может стать все намного хуже, так как ребята не захотят просто так отказаться от своей забавы. Сдерживать свои эмоции придется постоянно. Но со временем они отстанут и будут искать себе более подходящую жертву, которая будет бурно реагировать на их «приколы».

Даже в самые негативные моменты надо находить время для дел, которые дарят радость. Смотрите фильмы, играйте в видеоигры, проводите время с друзьями и гуляйте на улице.

Дружите с разными людьми вне школы. Каждый может научить вас чему-нибудь новому, так что старайтесь общаться с разными людьми. Со временем сформируется группа друзей, которые будут ценить ваши личные качества и помогать вам.

Не общайтесь с людьми, которые понижают вашу самооценку.

Единcтвенный споcoб жить xорoшo – cразу уходить оттудa, где плоxо. Самая простая истина, очевидная для всех. Уходить оттуда, где плохо и не твое, – это не бег от себя, это бег к себе.

Найдите себе занятия по интересам во внешкольных учреждениях, так называемое дополнительное образование, но не в школе.

Выбор вариантов и направлений нынче большой. Все дополнительные занятия станут отличным способом познакомиться с единомышленниками и стать хорошими друзьями.

Оставайтесь собой. В старшей школе ученики часто меняются под давлением окружения, чтобы соответствовать ожиданиям. Старайтесь не поддаваться и просто быть собой.

Какой стиль выживания в школе выбрать? Каждый выбирает себе сам. Окажется ли этот выбор верным, покажет послешкольная жизнь, с одним только нюансом – исправить что-либо будет уже практически невозможно.

Путь белой вороны. Впрочем, об этих птичках будет отдельный материал.

Путь члена какой-нибудь группировки, причем неважно, являетесь ли вы ее вождем или вы просто участник. важно подчиняться и следовать установленным правилам.

Путь любимчика учителей и администрации школы.

Правда, в обоих этих случаях выживание достигается уничтожением собственной личности.

А можно выбрать путь построения собственного Я, постараться всегда быть самим собой. Для этого придется обзавестись толстой оболочкой, безразличием и стать пофигистом.

Для того, чтобы стать пофигистом и не обращать внимания на то, что происходит в школе, нужно:

Развивать свой внутренний стержень. Это значит быть уверенным в себе, своих способностях и целях. Уверенность в себе поможет не обращать внимание на негативное отношение окружающих.

Не участвовать в конфликтах. Если в школе происходят конфликты, лучше не принимать в них участие. Нужно стараться сохранять спокойствие и не реагировать на провокации.

Избегать общения с людьми, которые могут вас раздражать. Если вы знаете, что человек не вызывает у вас положительных эмоций, лучше избегать общения с ним.

Заниматься своими делами. Если вас что-то не устраивает в школе, не стоит тратить на это свое время и энергию. Лучше заняться тем, что вам нравится и что приносит удовольствие.

Не обращать внимание на мнение окружающих. Многие люди в школе будут обращать внимание на ваше поведение и высказывать свое мнение о нем. Но это не значит, что вы должны обращать на них внимание.

Не принимать все близко к сердцу. Если что-то происходит в школе и вас это задевает, не нужно принимать это близко к сердцу и переживать из-за этого. Лучше сосредоточиться на своих целях и достижениях.

Не стремись к идеалам. Жизнь не совершенна, и нельзя ожидать, что все будет идеально. Просто живи своей жизнью, не требуя от нее невозможного.

Не принимай все на веру. Пытайся разобраться в ситуации самостоятельно. Не доверяй слепо. Проверяй факты и анализируй информацию, прежде чем принимать решения.

Не бойся быть собой. Не пытайся соответствовать чьим-то ожиданиям или идеалам. Будь собой и делай то, что приносит тебе удовольствие.

Не зацикливайся на негативе. Негативные эмоции могут быть разрушительными.

Пофигизм это стратегия самозащиты, которая помогает человеку справляться со стрессом, не давая ему переживать и измотаться из-за трудных ситуаций. Кроме того, пофигизм может помочь человеку научиться жить более спокойной и гармоничной жизнью, не слишком привязываться к мелочам и не тратить энергию на незначительные проблемы.

Нас приучили к тому, что пофигизм – черта отрицательная, что ее в себе нужно изживать, бороться. Но если взглянуть на этот феномен с другой стороны, то понимаешь, что люди, которые не принимают все близко к сердцу и умеют абстрагироваться от негатива, достигают гораздо большего в жизни, чем перфекционисты, постоянно подстегивающие и третирующие себя для достижения цели. Поэтому, здоровому пофигизму важно научить и наших детей.

Надо расценивать пофигиста – как личность, следующую за своими мечтами, экономящего жизненные ресурсы для действительно важных вещей, умеющего наслаждаться жизнью.

Плюс пофигизма еще и в том, что с его помощью можно перевести негативную энергию раздражения в положительно созидательную, и, что важно, он заставляет человека уважать себя.

Пофигизм это философия счастливых и здоровых людей! Он – панацея от всех бед, идея, способная сделать вас счастливым. Пофигистами не рождаются, ими становятся.

Может ли сегодня ребенок не ходить в школу? Безусловно. Может ли сегодня ребенок получить знания, не выходя из дома? Конечно. По закону в школу надо ходить, и неважно, как к вам там относятся. Хотя в школу можно и не ходить. Но об этом стараются не упоминать. Не говорить.

При наличии желания родители и альтернативщики могут освободить детей от принудительного образования и позволить им обучаться в таких условиях, при которых они будут учиться сами и их не будут лишать радостей детства.

И помните:

Ваш мальчик не овладеет, как следует, дурными привычками,

если вы не пошлете его в хорошую школу.

Гектор Хью Монро

Психолог, педагог С. Ж.