Эллинский историал в целом более или менее одинаков в его древнем мифологическом и современном научном описании. Первым аккордом является творение людей богами или титанами. Об этом в греческой мифологии повествуют несколько подчас противоречивых сюжетов, отражающих различные культурные слои и религиозные учения. К этому примыкает данная в общих чертах картина первых времен, где наряду с собственно людьми действуют полубоги и фигуры смешанного типа, которые предстают как цари и герои древнейших эпох.
В этих рассказах о примордиальных временах можно выявить свидетельства о древней матриархальной культуре, предшествующей приходу индоевропейских эллинских племен. Вместе с тем ряд мифов, как мы видели, повествует и о индоевропейской архаике палео-патриархального толка — отражая представления древнейшего ядра индоевропейцев с их трехфункциональной организацией общества и акцентом на царских, жреческих и воинских функциях высших слоев.
Элладская цивилизация разделяется на три периода:
· ранний (XXX – XXI века до Р.Х.),
· средний (XX – XVII века до Р.Х.) и
· поздний (XVI – XII века до Р.Х), перетекающий в микенскую цивилизацию и отчасти сосуществующий с ней.
Вероятно, индоевропейскими в своем ядре были общества элладской культуры в целом, и почти наверняка — средне- и поздне-элладской с аграрной доминантой.
Матриархат для эллинского историала представлен в нескольких версиях:
· в структурах пеласгийских обществ континентальной Греции;
· в форме анатолийских влияний, изменивших в древнейшие доэллинские эпохи структуру ранне-патриархальных хеттско-лувийских обществ Анатолии,
· в кикладской культуре островов Эгейского моря,
· в ярком и интенсивном критском влиянии (минойская культура).
Ярче всего матриархальные мотивы запечатлены в минойской цивилизации, которая в значительной степени повлияла на всю последующую эллинскую культуру. Борьба индоевропейского патриархата с анатолийским и минойским матриархатом составляет нерв ранней стадии эллинского историала — эпохи титаномахии и гигантомахии, растянувшейся на долгие века. Поворотной точкой стало падение Крита, разрушение основных культурно-религиозных центров, городов-храмов и ахейский захват Кносского дворца. После этого наступил микенский период.
Микенский период, хотя и отличается тем же смешением различных культурно-религиозных тенденций, которое мы видим уже в элладской цивилизации, свидетельствует о фундаментальной смене цивилизационной доминанты: именно в эту эпоху эллинский патриархат окончательно побеждает хтонические материнские культы. Небесная религия Зевса одерживает решительный триумф над религией Великой Матери. По Бахофену, это победа не столько Аполлона, которая наступит позднее вместе с дорийскими завоеваниями, сколько Диониса. Для этой эпохи, видимо, типичен был культ Зевса Найоса в Додоне, основание которого приписывалось отцу послепотопного человечества Девкалиону.
Далее, в современной версии истории в послемикенской цивилизации Древней Греции принято выделять
· эпоху «тёмных веков» (XI — IX века до Р.Х.) или геометрического стиля, что совпадает с дорийским вторжением и утверждением культа Аполлона (Дельфийский оракул и центр аполлонического культа в Делосе становятся более важными, нежели святилище Додоны Зевса),
· архаический период от Гомера и Гесиода вплоть до досократиков (VIII — VI века до Р.Х.), который характерен становлением сильных полисов, обширной греческой колонизацией, пробуждением цивилизационного самосознания эллинов, развитием скульптуры, поэзии и раннего театра;
· классический период расцвета греческой идентичности и её многообразных проявлений во всех формах — в философии (Сократа, Платон, Аристотель), драматургии (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан), в становлении политических систем (монархии, аристократии, демократии), в политических катаклизмах и войнах, включая персидские вторжения и Пелопонесскую войну (V—IV века до Р.Х.),
· эллинистический период, сопряженный с построением эллинской Империи Александром Македонским и превращением эллинской культуры в цивилизационную доминанту и отчасти политическую гегемонию на огромных пространствах от Индии на Востоке до Испании на Западе (с IV века до 146 года до Р.Х.), за чем следует
· эпоха римской Греции (146 до Р.Х. — 330 по Р.Х.), когда греки оказываются под властью Римской Империи, и наконец,
· византийский период (330 —1453), представляющий собой смешанный греко-римский историал с христанской доминантой.
Далее следует османское завоевание, когда греки вместе с другими христианскими народами оказываются под властью принявших ислам турок; оно длится с 1453 по 1821 год. В этот период греки оказываются в подчиненном положении, а их идентичность сопряжена с православием как религией и Фанарским кварталом в Константинополе/Стамбуле, где находится Вселенский Патриарх. По мере ослабления Османской Империи, греки готовятся к восстанию, и в 1822 году была установлена Первая греческая Республика. В 1833 году было провозглашено монархическое правление, длившееся до 1913 года. В ходе окончательного распада Османского Государства греки отвоевали у турок значительную часть территорий (практически все острова Эгейского моря) и стали наряду с оставшейся под контролем турок Анатолией наследниками османской государственности, построив национальное греческое Государство на основе политической философии Нового времени, существующее и по сей день.