Найти в Дзене

От трамвая в другой город до миссии на Марс: финальный блок семинаров по киноискусству

Оглавление

7 и 8 декабря в Доме кино завершился цикл режиссерских и киноведческих семинаров имени Юлия Файта «Киноблокнот: Точка внимания». На заключительных встречах участникам удалось познакомиться с киноязыком Юлия Файта и стать частью авторского мастер-класса по режиссуре Андрея Истратова.

О проекте

Цикл семинаров «Киноблокнот: Точка внимания» познакомил зрителей с главными именами русской киношколы. Встречи проходили под руководством Андрея Истратова, режиссера документального и научно-популярного кино, продюсера, члена Союза Кинематографистов России.

Любители искусства собирались в Доме Кино. Там, в камерной и комфортной обстановке, участники чувствовали себя студентами настоящего киноинститута – изучали киноязык и познакомились с популярными кинопремьерами. После просмотра наступала дискуссионная часть – открытый диалог с аудиторией.

Ведущий киносеминаров Андрей Истратов
Ведущий киносеминаров Андрей Истратов

Тайны творчества Юлия Файта

Девятый семинар был посвящен Юлию Файту (1937-2022) – одному из идейных вдохновителей и создателей первого цикла «Киноблокнот: Точка внимания».

Будущий режиссер с детства рос в творческой среде. Он сын актёра Андрея Файта – министра Нушрока из «Королевства кривых зеркал» и харизматичного белогвардейца из фильма «Тринадцать». Уже в 9 лет Юлий попробовал себя в кино, он снимался в фильме «Иван Грозный», однако кадр в финальную версию не вошел.

Для большего погружения в жизнь талантливого режиссера зрителям был показан фильм: «Юлий Файт. Трамвай в другой город». Это сочетание интервью с героем, кинофрагментов, архивных фотографий и рассуждений незримого рассказчика. Кино начинается с кадров из дипломной работы «Трамвай в другие города»: мальчики отправляются в путешествие, а зрители – в мир Юлия Файта.

Кадр из фильма «Юлий Файт. Трамвай в другой город»
Кадр из фильма «Юлий Файт. Трамвай в другой город»

Совет от мастера

В фильме Юлий Файт вспоминает, как проходил практику на съемках «Убийство на улице Данте». Он хотел творить, но возможности не было. Режиссер Михаил Ромм строго заметил: «Если тебе не нравится черновая работа – тебе здесь не место». Тогда Файт сформулировал для себя важное правило: режиссура не только про творчество, группа должна работать с энтузиазмом над любой задачей.

Киноязык

«Пока фронт в обороне» – первый полнометражный фильм Юлия Файта. В одной из сцен на фоне в углу комнаты за столом сидят солдаты. Они вернулись с боев и теперь уставшие просто пьют чай. На них не акцентируется внимание, однако это и есть киноязык – вроде бы незначительная деталь, но она передает важные смыслы.

Особая интонация

«Мальчик и Девочка» – фильм, запрещенный цензурой в СССР. Юлий Файт отметил, что снималось всё слово в слово по сценарию, изменилась только интонация. Итог – другая история. Автор сценария Вера Панова видела главных героев «идеально воздушными», у них даже не было имен – просто мальчик и девочка. Файт же хотел сделать их реальными, живыми.

Когда мальчик размышляет, мимо проезжает поезд, он будто разбивает произошедшее – всё ушло, всё конечно. Этот прием часть особой киноинтонации Юлия Файта, без слов передающий внутренний мир героев.

«Все гениальные открытия рождались спонтанно из простых наблюдений»

Юлий Файт советует не отключать камеры. Однажды они уже отсняли сцену из фильма «Марка страны Гонделупы» и ушли на перерыв. Вернулись – на диване лежит кот. Актеры не растерялись, подсели и продолжили снимать. Так, кот стал частью фильма. «Такие случайности – драгоценная вещь, они существенны».

Мастер-класс от Андрея Истратова
Мастер-класс от Андрея Истратова

Яркое завершение

8 декабря прошёл заключительный семинар цикла «Киноблокнот: Точка внимания», который провёл кинорежиссёр, руководитель проекта Андрей Истратов.

Встреча уже по традиции началась с поэзии. Андрей Валерьевич рассказал стихотворение Владимира Данько «Я – фотограф».

Мне сегодня старший брат
Дал свой фотоаппарат.
И сказал:
- Тут кадров пять,
Хочешь - можешь их доснять …

В ходе мастер-класса Андрей Истратов поделился своим опытом работы над циклом передач «Легенды мирового кино» для телеканала «Культура». В качестве примера удачного сочетания киноязыка и документальной точности режиссер показал свои работы: «Космический рейс: Миссия на Марс» и «Верхняя точка».

Даже нелюбители космической тематики смотрели с интересом. Весь фильм нас сопровождал незримый рассказчик, вместе мы отправились в экспедицию, архивные кадры на экране дополняли историю. Вымышленное путешествие гармонично сочетается с научными фактами. Так, на конкретных примерах участники смогли увидеть, как сделать научно-популярный фильм увлекательным и познавательным.

Слушатели цикла семинаров "Киноблокнот"
Слушатели цикла семинаров "Киноблокнот"

«Киноблокнот: Точка внимания» собирает людей из разных миров: тут можно встретить и школьников, и студентов, и уже взрослых людей – их всех объединяет особая любовь к киноискусству.

Дом Кино стал комфортным пространством для обмена мнениями, где каждый смог поделиться своими взглядами и опытом. Проект познакомил аудиторию с богатым наследием русской киношколы и подчеркнул важность сохранения опыта. Теперь участники смогут не только смотреть, но и анализировать фильмы, находить в них скрытые смыслы и связи.

Анна Бородина