Наша встреча была посвящена переносу навыка, когда в самом начале разговора, от наших студентов, вдруг стали поступать такие вопросы:
- как работать с родителями, когда нужна их помощь?
- что делать, если результата нет?
- имеет ли смысл продолжать занятия?
И меня это немного смутило.
Потому что тема встречи, как мне казалось, была совсем другой. То есть перенос навыка – это про то, как ребёнок начинает (или не начинает) писать «новым» почерком в школе или в тетради, после того, как мы достигли результата на занятиях по коррекции почерка.
А вопросы о родителях и возможности или невозможности продолжать занятия с ребёнком – это совсем другая тема. Как мне казалось.
Но, погрузившись глубже в разговор, мы выяснили, что часто переноса навыка письма, равно как и его формирования, не происходит потому, что в каких-то случаях для достижения результата просто необходимо участие родителей. И когда оно необходимо , а его нет, то результата достичь невозможно.
Ребёнок чаще всего ещё недостаточно зрел, чтобы сам себя контролировать и самому хотеть исправить (поставить, скорректировать и т.д.) свой почерк.
При этом, когда у детей не получается красиво или аккуратно писать, они скорее «уходят в глухую защиту»: отрицание, саботаж, обесценивание и т.д., чем осознанно пытаются решить эту проблему.
Кажется, что такая реакция ребенка естественна, а раз так, то вроде бы должна быть всем понятна и близка.
Однако, на практике всё обстоит совсем иначе. В реальной жизни от ребёнка почти всегда в такой ситуации требуется, чтобы он собрался, сконцентрировался, взял себя в руки, перестал «ленится» и начал красиво писать, внимательно слушая педагога и выполняя все его задания.
Почему это абсурд? Ну, во-первых, потому что ребёнок эмоционально зависит от взрослых. И, если маме с папой не очень важно то, как он пишет (а эту важность ребёнок считывает не из слов, а из поступков взрослых)… Учителя в школе только ругают и требуют, а реально помочь не пытаются… А само по себе письмо не лежит в сфере интересов и естественных стремлений ребёнка (как бывает в 98% случаев)… То ребёнку в принципе не за чем писать красиво и аккуратно.
Во-вторых, даже если ребёнок чувствует, видит, понимает, что неразборчивый почерк влияет на оценки… И там, где ребёнок, действительно, знает материал, он не может этого показать, потому что учитель физически не понимает, что написано… Часто у него может не быть ресурсов для того, чтобы исправить ситуацию с почерком.
Что это за ресурсы?
- Силы.
- Деньги.
- Осознание реальных трудностей.
- Помощь других специалистов.
- Организованность.
- Контроль.
- Защита перед учителями.
- И т.д.
Фактически все эти ресурсы, а точнее их предоставление с целью решения проблемы, это плата за исправление почерка ребёнка. Так очень часто бывает. И так же очень часто бывает (и что невероятно грустно, почти всегда так бывает, за редким-редким исключением), что из всех этих ресурсов родители готовы выделить только деньги.
Подразумевается, что силы ребёнку должен придать педагог. Сейчас это называется модным словом мотивация.
Если у ребёнка проблемы с письмом из-за нейропсихологической незрелости, то необходимо осознание этого факта и решение этой трудности. Тут даже сложно сказать, кому достается этот приз, если родители не берут на себя этой ответственности. Педагог может здесь всё прекрасно осознавать, но ему нужна помощь других специалистов.
Ребёнок ничего с этим сам поделать не может. И педагог тоже. Если у него нет специального образования и практики.
Помощь других специалистов ребёнок сам себе организовать не может. Иногда, чтобы разобраться в причине трудностей ребёнка, нужны консультации окулиста, невролога, нейропсихолога, хирурга, остеопата, психиатра, психолога и др. Но самое главное в этом, что письмо – это лишь маркер.
По письму часто можно увидеть, что у ребёнка – проблема.
Значит, все эти специалисты уже и не для красивого почерка нужны, а чтобы помочь ребёнку.
Ведь почерк – это всего лишь почерк. Суть в том, что он проявляет более глубокие вещи.
Но даже если больших трудностей со здоровьем у ребёнка нет, иногда ему нужно просто помочь организоваться. Педагог не в силах организовать ребёнка, когда он дома. Педагог отвечает за организацию на уроке. Организация домашнего времени – это не его ответственность.
Проконтролировать выполнение домашнего задания педагог так же может только на уроке. Но когда ребёнок уже пришёл с невыполненным заданием, как правило, уже очень поздно. Потому что, в частности в письме, важна ежедневная тренировка, а не выполнение задания в принципе. Залог успеха в коррекции почерка – регулярные, системные, качественные тренировки. При этом речь не идет о нечеловеческих объемах. Речь идёт только о качестве и регулярности. И это могут быть 15, 20-минутые тренировки, но каждый день.
Что я имею в виду под фразой «защита перед учителями»? Иногда оказывается, что быстро помочь ребёнку не получится. Как недавно в практике нашей выпускницы возник случай, который и сейчас остаётся в работе, когда у ребёнка обнаружились сильные проблемы с почерком и ни нейропсихолог, ни хирург, ни невролог не смогли понять, в чем причина.
Тогда наша выпускница стала исследовать область сенсомоторной интеграции и, оказалось, что в ней можно найти ответы. Однако, это не означает, что теперь всё пойдёт, как по маслу, и вопрос в скором времени решится.
Те особенности, которые обнаружились у ребёнка, не подразумевают быстрой коррекции и быстрых результатов. Их вообще может никогда не быть в том объеме, который необходим для обучения в общеобразовательной школе. А именно не будет доступен тот объем письма и та скорость, которые необходимы.
И тогда нужно простроить такое взаимодействие со школой, которое позволило бы проходить этому ребёнку тесты на компьютере и минимизировать объём письма до тех предметов, на которых невозможно без письменных работ (например, русский язык и математика).
Всё это могут сделать для ребёнка только родители. И признание трудности, и обследования у разных специалистов, и договоренности со школой. Ни педагоги дополнительного образования, ни сами дети этого сделать не могут.
Когда перенос навыка не возникает или есть какие-то проблемы с его формированием, педагоги по коррекции почерка сталкиваются с тем, что нужна помощь и включение родителей. И если этого не происходит, то результата может и не быть.
Мы говорим, что такие детки очень дорогие! Потому что за них нужно очень много заплатить. Кроме денег - силами, временем, мужеством, включением и многим другим.
Педагог может заплатить силами, и часто именно так и происходит в педагогической профессии. Но силы педагога не бесконечны и, как правило, их недостаточно для решения ситуации.
Он тратит их в огромных количествах, а результата нет. Это приводит к выгоранию в профессии. И это отдельная тема для разговора.
А начинался он с переноса навыка из матричных в обычную тетрадь или из студии каллиграфии в школу.
Автор: Юлия Назарян, педагог, психолог, экзистенциальный консультант и терапевт, автор методики «Матричное письмо», преподаватель на курсе «Матричное письмо +» в Академии письма.
Заходите к нам в канал ☕️ Там мы выкладываем ссылки на наши круглые столы, в которых можно принять участие 🍪