Неумение удержаться от ненужных трат может быть весьма досадной психологической чертой человека. Зная о такой своей особенности, нужно держать себя в руках, а карманы – плотно застегнутыми. Правда, не стоит забывать и другой стороне вопроса: специалисты по продажам получают зарплату именно за то, чтобы как можно эффективнее заставлять покупателей расставаться с зарплатой 😉 Поговорим о техниках и мерах, помогающих держать свои покупательные импульсы под контролем.
Откуда возникают импульсивные покупки?
Покупка активизирует у нас те же механизмы удовольствия, которые руководили нашими предками еще в каменном веке. Ощущение «я добыл(а)!», «теперь мое!», «ура, нашел/нашла!» когда-то было внутренней наградой успешному охотнику, законной гордостью за то, что помог или помогла выжить своим родичам.
Времена изменились, а механизм остался, только сегодня им многие пользуются, чтобы получить доступное удовольствие или сгладить накопившийся стресс. Так же как некоторые «заедают» неприятности, покупка дает быстрое кратковременное удовлетворение.
Теми же механизмами пользуются и профессионалы для того, чтобы заставить нас покупать больше. Поэтому главной задачей в борьбе с ненужными тратами будет поставить под контроль свои порывы и не дать другим управлять ими.
Хотите больше узнать об анализе расходов и управлении личным бюджетом?
Подпишитесь на наш канал в Дзене: https://dzen.ru/norvikbank
8 приемов для управления покупательскими импульсами
Главное в преодолении импульса - дать себе время опомниться и рационально проанализировать свои мотивы. Тогда и с внезапным желанием потратить деньги будет легче справиться.
- Составляйте список покупок, без него в магазины ни ногой! Один из классических приемов, чтобы заставить вас покупать больше – создать ложное ощущение востребованности или уникальности товара. Все «скидка только сегодня!», «1+1», «особые ценники» призваны повысить ценность «добычи» в ваших глазах и заставить бояться упустить такую выгодную возможность. На это же работают специальная раскладка товаров на полках и геометрия торговых залов. А ваша задача – удержаться в рамках списка реально нужных вам покупок.
- Анализируйте свои расходы. Возьмите за правило записывать все свои покупки в специальный дневник. Через месяц-другой мелкие бесполезные расходы станут хорошо видны, а заодно вас в хорошем смысле слова напугает бесконтрольно улетевшая на них сумма. Так будет проще держать себя в руках и понять, от чего стоит отказаться, чтобы попусту не тратить свои деньги.
- Не покупайте впрок, если основной мотив «дешево». Опасение возможных неприятностей – мощный механизм, который заставляет нас просчитывать и планировать будущее. Маркетологи пользуются им для того, чтобы продать больше. Поэтому стоит помнить, что объективно продукты, если это не консервы длительного хранения, лучше покупать не более чем на 3 дня, дальше они просто испортятся. Вещи «на будущий год» тоже чаще всего заканчивают свой век на дне одежных ящиков с так и не оторванными ценниками.
- Задавайте себе вопрос: «А нужно ли?». Психологи утверждают, что удержаться от импульсивной покупки сложнее всего в первые 10-20 секунд. Потом интенсивность импульса падает и держаться становится проще. Поэтому, как только вы чувствуете, что сейчас потянетесь за кошельком, карточкой или телефоном – возьмите за правило задать себе этот вопрос и хорошенько над ним задуматься. У некоторых срабатывает «корейский метод», когда в кошелек кладут специальную карточку, на которой только один вопрос: «Ты действительно хочешь потратить деньги?». Перевод покупок из эмоциональной в рассудочную сферу хорошо помогает остановиться и погасить импульс.
- Дорого – да мило. Как правило, удешевление достигается ценой падения качества. Если посчитать, сколько прослужит более дорогая, но качественная вещь, получится, что вы в итоге потратите меньше денег, чем на дешевые аналоги. Вспоминайте об этом, каждый раз, когда что-то начинает искушать вас своей дешевизной и не разбрасывайтесь деньгами.
- Информационная гигиена. Отпишитесь от всех «покупательских» сообществ в соцсетях и отправьте в спам-лист все рассылки из интернет-магазинов, поставьте блокировщики рекламы в браузеры. Чем меньше вас уговаривают покупать, тем меньше шансов, что однажды уговорят.
- Экономьте не ради экономии. Просто отказаться от импульсивной покупки не так-то просто, поэтому можно использовать специальный психологический трюк. Найдите и поставьте себе большую, красивую и важную цель, чтобы она вас мотивировала, к которой вы будете стремиться и ради которой вы готовы отказаться от сиюминутного удовольствия от покупки. Например, накопить на отпуск своей мечты или на новый ноутбук.
- Проведите эксперимент. Задача для смелых – поставьте себя в экстремальные финансовые условия. Для этого вычислите, сколько у вас уходит в месяц на безусловные расходы (жилье, ЖКУ, еда, лекарства, гигиена, транспорт, бытовые расходники, погашение кредитов). Оставьте себе от зарплаты ровно эту сумму, а остальное положите в сбережения на отдельный счет, чтобы не было соблазна запустить туда руку. И попробуйте прожить этот месяц, расходуя только на самое необходимое. С одной стороны – вы поймете, как можно обойтись без ненужных расходов, с другой прокачаете силу воли и проведете очень интересный месяц своей жизни, а в конце вас будет ждать подарок, неплохая сэкономленная сумма.
Победить или хотя бы договориться со своим внутренним транжирой – задача непростая и потребует от вас определенных усилий и временных затрат. Зато результат вы непременно увидите на своем счету. Поделитесь, как вы противостоите покупательским импульсам и какие варианты работают лучше всего.
Материал подготовлен командой ПАО Норвик Банк
Норвик Банк предлагает услуги физическим и юридическим лицам: кредиты под залог недвижимости, вклады, расчетно-кассовое обслуживание, обмен валюты, дебетовые и кредитные карты. Читайте наш Блог на сайте, подписывайтесь на наш Телеграм-канал и будьте в курсе актуальных новостей!