Найти в Дзене
Несбывшиеся мечты

Как Рождество стало американской праздничной традицией с Санта-Клаусом, подарками и ёлкой.

Оглавление
Языческая традиция празднования зимнего солнцестояния с помощью костров 21 декабря вдохновила первых христиан на празднование Рождества.
Языческая традиция празднования зимнего солнцестояния с помощью костров 21 декабря вдохновила первых христиан на празднование Рождества.

Каждый год, с наступлением Рождества, религиозные деятели и сторонники традиций неизменно сетуют на превращение праздника в ярмарку потребления и утрату его духовной сути. Складывается впечатление, что в далёком прошлом люди умели отмечать рождение Христа куда более возвышенно и благоговейно.

Европейцы веками принимали участие в церковных службах и религиозных обрядах в честь рождения Иисуса, однако их празднование Рождества не имело того вида, к которому мы привыкли. Знакомые нам рождественские ёлки и щедро украшенные подарки начали входить в обиход лишь к концу XVIII века в Германии, а в других европейских странах этот обряд стал приживаться только к 1830-м годам.

Американский инженер и хроникёр повседневной жизни Чарльз Хасуэлл в своих «Воспоминаниях восьмидесятилетнего человека» описывал, как в те же 1830-е годы немецкие переселенцы в Бруклине украшали свои ёлки гирляндами и игрушками. Хасуэлл был настолько очарован этим новшеством, что, несмотря на проливной дождь и сильный ветер, специально отправился в Бруклин, чтобы, словно герой рождественской сказки, любоваться сверкающими ёлками через окна чужих домов.

Первые рождественские елки в Германии

Лишь к концу 1790-х годов в Германии появился непривычный тогда обычай — ставить в доме рождественскую ёлку, украшать её свечами из воска и игрушками, а заодно обмениваться подарками. Интересно, что эта традиция родилась совершенно независимо от церковных обрядов и с религиозными ритуалами не пересекалась.

Идея украшать вечнозелёное дерево восковыми огоньками возникла под вдохновением древних языческих праздников зимнего солнцестояния. В самый короткий день года, 21 декабря, предки зажигали костры, чтобы заманить солнце обратно и указать ему дорогу. По сути, сверкающая рождественская ёлка стала домашней, цивилизованной версией этих величественных костров.

Самое первое упоминание о наряженной ёлке в немецком доме оставил английский поэт Сэмюэл Тейлор Кольридж. В 1799 году он описал, как увидел украшенное дерево в частной резиденции в Рацебурге, на северо-западе Германии. Чуть позже, в 1816 году, немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман опубликовал «Щелкунчика и Мышиного короля», где впервые в литературе появилось описание рождественской ёлки с яблоками, конфетами и гирляндами.

С самого начала празднование с ёлкой предполагало, что все члены семьи, включая детей, будут активно участвовать в раздаче подарков. Никаких мифических персонажей вроде Санты: дарение проходило на глазах у всех, символизируя новую культуру среднего класса, в которой ценились равенство и семейные связи.

От немецких корней к американской земле

Американцы, путешествовавшие по Германии в первой половине XIX века, быстро уловили, что рождественские традиции могут стать мощным инструментом для укрепления национального духа. Одним из первых, кто оценил этот потенциал, был профессор Гарварда Джордж Тикнор. В 1835 году он вместе со своей 12-летней дочерью Анной стал гостем на рождественском празднике в семье графа фон Унгерн-Штернберга в Дрездене. Тикнор не только с увлечением участвовал в торжестве, но и отметил, что этот обычай способен способствовать формированию культурной идентичности нации.

Спустя два десятилетия Чарльз Лоринг Брейс, американский путешественник, посетивший рождественские праздники в Берлине, также был очарован немецкой традицией. Он видел в этом обычае нечто большее, чем просто семейный праздник, — способ объединять людей на глубоком эмоциональном уровне.

Для Тикнора и Брейса украшенная ёлка, сияющие свечи и раздача подарков представляли собой символ единства, укрепляющий связи между семьями и членами общества. Вдохновлённый увиденным, Тикнор в 1843 году устроил в своём бостонском доме праздничный вечер с ёлкой и подарками, пригласив на него видных друзей.

Хотя немецко-американские семьи начали устанавливать рождественские ёлки в США ещё раньше, именно усилия Тикнора помогли сделать этот обычай массовым. Его бостонская вечеринка стала культурным переломным моментом, после которого рождественская ёлка и обмен подарками превратились в важную часть американского Рождества, став элементом общенациональной традиции.

Представление Санта - Клауса

"Санта-Клаус в лагере", из журнала Harper’s Weekly, художник Томас Наст. Фонд Харриса Брисбена Дика, 1929
"Санта-Клаус в лагере", из журнала Harper’s Weekly, художник Томас Наст. Фонд Харриса Брисбена Дика, 1929

На протяжении большей части XIX века рождественские ёлки и подарки оставались экзотикой для большинства американцев. Новый обычай воспринимался с недоверием, а порой и с открытым скептицизмом. Многие чувствовали, что вынуждены делать выбор между традиционными английскими привычками, такими как развешивание чулок для подарков над камином, и немецкой модой размещать подарки под ёлкой. Кроме того, сама логистика праздника вызывала трудности: откуда взять ёлку, если поблизости нет подходящего леса, а украшения — и вовсе редкость, не говоря уже о стоимости?

Решение этих проблем потребовало целой инфраструктуры. Постепенно начали появляться первые фермы по выращиванию рождественских деревьев, а вместе с ними наладилось производство праздничных украшений. Однако привычка украшать дома вечнозелёными деревьями прижилась в массовой культуре только спустя несколько десятилетий.

Прорыв случился во время Гражданской войны в США, когда Рождество стало символом объединения и надежды. В январе 1863 года журнал Harper’s Weekly опубликовал на своей обложке рисунок Санта-Клауса, посещающего армию Союза в 1862 году. Этот образ был создан немецко-американским карикатуристом Томасом Настом и стал первым визуальным воплощением Санты, каким мы знаем его сегодня.

Иронично, что символ столь американского праздника был вдохновлён культурой немецких переселенцев. Наст изобразил Санту как добродушного старика с бородой, приносящего подарки солдатам — образ, который быстро стал частью американской рождественской мифологии. С тех пор Рождество с ёлками, украшениями и Санта-Клаусом окончательно закрепилось в массовой культуре Соединённых Штатов.

«Санта-Клаус и его работа», Harper’s Weekly, 25 декабря 1866 г. Художник Томас Наст
«Санта-Клаус и его работа», Harper’s Weekly, 25 декабря 1866 г. Художник Томас Наст

В последующие годы Томас Наст окончательно сформировал образ Санта-Клауса, превратив его в добродушного старца с круглым животом, длинной белоснежной бородой и заразительным смехом — того самого Санту, которого мы знаем и любим сегодня. В 1866 году он создал иллюстрацию «Санта-Клаус и его работа», где детально показал, чем занят этот праздничный герой: от мастерства в создании подарков до пристального наблюдения за поведением детей. На том же рисунке впервые была представлена идея о том, что Санта путешествует на санях, запряжённых оленями, — образ, который стал неотъемлемой частью рождественской магии.

Окончательно Рождество утвердилось как национальный праздник благодаря ряду символических шагов. 28 июня 1870 года Конгресс принял закон, провозгласивший Рождество, Новый год, День независимости и День благодарения федеральными праздниками, давая возможность всем государственным служащим насладиться этими днями.

Ещё одним важным моментом стало установление первой рождественской ёлки в Белом доме. В декабре 1889 года президент Бенджамин Гаррисон заложил эту традицию, украсив главный дом страны вечнозелёным символом праздника.

С тех пор Рождество окончательно стало частью американской культуры, превратившись из заимствованного обряда в неотъемлемую национальную традицию. Огоньки на ёлке, подарки под ней и образ Санты на санях сделали этот праздник олицетворением семейного тепла, радости и надежды.