В российских правилах дорожного движения существует интересный правовой парадокс, с которым ежедневно сталкиваются тысячи водителей. Представьте ситуацию: вы едете по загородной трассе, видите разрешающую обгон разметку, отсутствуют запрещающие знаки.
Но при этом совершение обгона может привести к нарушению пункта 11.2 ПДД РФ, на основании части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. В качестве наказания будет административный штраф в размере 5000 рублей, либо лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Как такое возможно?
Противоречие в правилах
Рассмотрим типичную ситуацию на трассе. Водитель А движется за колонной большегрузов, при этом разметка прерывистая, знаков, запрещающих обгон нет, встречная полоса пуста и хорошо просматривается, а расстояния для маневра предостаточно.
Знание ПДД и логика подсказывают, что обгон разрешен и безопасен. Водитель А приступает к маневру, но тут оказывается, что в колонну большегрузов затесался Водитель Б, который тоже приступил к обгону.
Теперь они совершают обгон одновременно, то есть, как говорят в народе, образовался "паравозик". А согласно пункту 11.2 ПДД РФ обгон запрещен, если впереди идущее транспортного средства также производит обгон.
Как итог, Водителя А лишают прав, хотя у него не было никаких намерений нарушать ПДД.
Почему это противоречиво?
Данная ситуация вызывает много вопросов у водительского сообщества. Разгораются настоящие споры по поводу "паровозика".
- Как соотносятся разрешающие знаки и разметка с запретом на обгон "паровозиком"?
- Почему приоритет отдается пункту 11.2 ПДД, а не дорожной разметке?
- Каким образом водитель должен оценивать намерения впереди идущего автомобиля?
Позиция Верховного суда
В своем постановлении № 19-АД23-6-К5 от 18 мая 2023 года Верховный суд РФ создал прецедент, который многие водители считают спорным. Суд постановил, что:
- Запрет обгона "паровозиком" действует всегда
- Наличие разрешающей разметки и знаков не имеет значения
- Нарушение карается вне зависимости от безопасности маневра
Создается ситуация, когда водитель может попасть в правовую ловушку, когда разметка говорит "можно", знаки говорят "можно", условия позволяют, но один пункт ПДД делает маневр незаконным.
Особую сложность создает процесс аргументации нарушения со стороны ГИБДД:
- Как инспектор определяет момент начала обгона?
- Каким образом фиксируется факт одновременного обгона?
- Может ли водитель своевременно оценить маневр впереди идущего автомобиля?
Практические рекомендации в условиях правовой неопределенности
Учитывая противоречивость ситуации, водителям рекомендуется:
- Всегда исходить из наиболее строгой трактовки правил
- Помнить, что разрешающая разметка не отменяет пункт 11.2 ПДД
- При сомнениях отказываться от обгона
- Фиксировать на видеорегистратор все спорные ситуации
Но даже самый осторожный водитель может легко попасться в эту правовую ловушку, поэтому изменить ситуацию могут только законотворцы.
Сложившаяся ситуация указывает на необходимость:
- Уточнения формулировок в ПДД
- Установления четкой иерархии правил
- Разработки четких критериев определения нарушения
Заключение
Ситуация с обгоном "паровозиком" наглядно демонстрирует несовершенство существующих правил дорожного движения. С одной стороны, забота о безопасности понятна и логична. С другой – создается правовая неопределенность, когда разрешающие знаки и разметка фактически не имеют значения перед одним пунктом правил.
До внесения изменений в законодательство водителям остается только проявлять максимальную осторожность и помнить, что при возникновении спорной ситуации суды встанут на сторону самой строгой трактовки правил.