Найти в Дзене

Современная военная авиация: Су-57

Одноместный многоцелевой истребитель дальнего действия пятого поколения, Су-57 отличается низкой заметностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью и сверхзвуковой маневренностью. В апреле 2001 года ВВС России объявили конкурс на разработку ПАК ФА. Конкурентами были «Сухой» Т-50 и более компактный и дешёвый «Микоян» Е-721. Правительство выбрало проект Т-50 для ПАК ФА, и в июле 2003 года «Сухой» получил официальный контракт на разработку от Министерства обороны России, который включал проектирование, строительство и испытания пяти прототипов Т-50. В том же году Россия и Индия подписали соглашение о намерениях, предусматривающее совместную разработку индийского перспективного многоцелевого истребителя на базе Т-50, предназначенного для программы истребителей пятого поколения. Прототип Т-50-1 совершил свой первый полёт в Комсомольске-на-Амуре 29 января 2010 года, а затем был перевезён в Жуковский для более масштабных испытаний. К сожалению, у прототипов были обнаружены проблемы, связанные
Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Одноместный многоцелевой истребитель дальнего действия пятого поколения, Су-57 отличается низкой заметностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью и сверхзвуковой маневренностью. В апреле 2001 года ВВС России объявили конкурс на разработку ПАК ФА. Конкурентами были «Сухой» Т-50 и более компактный и дешёвый «Микоян» Е-721. Правительство выбрало проект Т-50 для ПАК ФА, и в июле 2003 года «Сухой» получил официальный контракт на разработку от Министерства обороны России, который включал проектирование, строительство и испытания пяти прототипов Т-50. В том же году Россия и Индия подписали соглашение о намерениях, предусматривающее совместную разработку индийского перспективного многоцелевого истребителя на базе Т-50, предназначенного для программы истребителей пятого поколения.

Прототип Т-50-1 совершил свой первый полёт в Комсомольске-на-Амуре 29 января 2010 года, а затем был перевезён в Жуковский для более масштабных испытаний. К сожалению, у прототипов были обнаружены проблемы, связанные с прочностью планера, что потребовало серьёзной доработки конструкции. У Т-50-1 образовалась трещина в конструкции, на устранение которой ушёл год, а Т-50-5 загорелся на взлётно-посадочной полосе в Жуковском в июне 2014 года. После восстановления он получил название Т-50-5Р и возобновил лётные испытания в октябре 2015 года.

В 2012 году было принято решение о строительстве ещё одной партии испытательных самолётов по изменённой и усиленной конструкции. Первый из них, Т-50-6, совершил свой первый полёт 27 апреля 2016 года, за ним последовали ещё четыре самолёта, от Т-50-8 до Т-50-11, последние два из которых были полностью оснащены датчиками и авионикой. В июле 2017 года Т-50 официально получил название Су-57, а государственные испытания завершились в мае 2018 года. Государственная программа вооружения на 2011–2020 годы предусматривала закупку 52 истребителей ПАК ФА к 2020 году и ещё 150–160 в последующие годы. Однако в 2018 году Индия вышла из программы, что привело к отказу от неё, а также к западным санкциям в отношении России. В 2018 году Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) получила контракт на поставку всего двух истребителей в ВКС России: один в 2019 году, а второй в 2020 году. К декабрю 2019 года завод в Комсомольске-на-Амуре завершил сборку первого предсерийного Су-57 (Т-50С-1), но самолёт разбился во время передаточного полёта. Второй самолёт, Т-50С-2, был собран в октябре 2020 года. Это был первый самолёт, переданный Воздушно-космическим силам России в декабре 2021 года. В мае 2019 года Путин призвал закупить 76 истребителей Су-57 к 2028 году.

К февралю 2022 года Министерство обороны России получило всего три серийных Су-57 (Т-50С-2, С-3 и С-4). Ожидается к концу 2024 году планируется поставить 22 истребителя. Заказ на модернизированные Су-57М (Т-50М), также известный как «вторая ступень» Су-57, был представлен в октябре 2018 года, а серийное производство планируется начать к концу 2024 года. Основное изменение заключается в новом турбовентиляторном двигателе «Изделие 30», который заменит нынешний АЛ-41Ф-1, с увеличенной тягой, меньшим весом и более низкими эксплуатационными расходами. Аэродинамическая схема Су-57 оптимизирована для обеспечения высокого отношения подъемной силы к лобовому сопротивлению на сверхзвуковой скорости. Планер имеет боковые удлинители фюзеляжа, которые заканчиваются большими подвижными закрылками на передней кромке. Это повышает статическую неустойчивость при маневрировании на высоких скоростях. Системы пожаротушения включают в себя радиоэлектронный комплекс и электрооптический комплекс; оба они также способствуют самозащите. Радар оснащен пятью активными решетками электронного сканирования. В отличие от предыдущих российских тактических истребителей, у Су-57 с самого начала была навигационно-целевая контейнерная система. Основное вооружение размещается в двух больших внутренних отсеках, расположенных тандемно между двигателями. Для внутреннего размещения были разработаны новые ракеты класса «воздух-воздух», в том числе для применения за пределами прямой видимости Р-77М и сверхдальнобойное изделие 810. Две дополнительные ракеты находятся в отсеках «быстрого запуска» в подкрыльевых обтекателях; в каждом из этих отсеков находится по одной ракете «воздух-воздух» с инфракрасным наведением Р-74М2. Оружие «воздух-поверхность», разработанное специально для Су-57 К ним относится противокорабельная ракета Х-69 с дальностью действия 300 км и более. Противорадиолокационная ракета Х-58УШК имеет складывающиеся крылья и стабилизаторы, которые помещаются во внутренние отсеки. К другим вариантам относится ракета класса «воздух-земля» Х-38М (с полуактивной лазерной, инфракрасной или активной радиолокационной головкой самонаведения). Боеприпасы класса "воздух-земля" меньшего размера включают электрооптическую управляемую бомбу KAB-250L весом 250 кг. Пушечное вооружение обеспечивается одним GSh-301 (9A1-4071K). 30-мм одноствольная пушка в корневой части правого крыла. В феврале 2018 года два Су-57 (Т-50- 9 и Т-50-11) были отправлены в Сирию на несколько дней для проведения боевых испытаний. Сообщается, что во время пребывания там самолёты использовали новые тяжёлые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-59МК2.