Ятрогенные преступления
Ятрогенные преступления – это те, которые совершаются медицинскими работниками в связи с оказанием ими медицинской помощи. Давайте для простоты восприятия здесь будем называть такие преступления медицинскими – это привычнее.
Кому интересно, ятрогения – это слово древнегреческого происхождения имеющий современное значение: воздействие врача, которое вместо улучшение состояния больного вызывает его ухудшение (Большая медицинская энциклопедия)
Какие есть «медицинские» составы в УК
- ч.2 109 УК (причинение смерти по неосторожности)
- ч.2 118 УК (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности)
- ч.4 122 УК (заражение ВИЧ-инфекцией)
- 123 УК (незаконный аборт)
- 124 УК (неоказание помощи больному)
- 125 УК (оставление в опасности)
- 128 УК (незаконная отправка в психбольницу)
- 233 УК (незаконная выдача либо подделка рецептов)
- 235 УК (незаконное осуществление медицинской или фармацевтической деятельности)
- ч.2 238 УК (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности)
- ч.2 293 УК (халатность)
- 233 УК подделка рецептов на наркотики
- 234 УК сбыт ядовитых веществ
- 234.1 УК оборот новых психоактивных веществ
- 234.2 УК оборот метилового спирта
- 235 УК незаконная медицинская и фармацевтическая деятельность
Проблемы с работой по медицинским составам
Тема ятрогенных (медицинских) преступлений сложна, поскольку сопряжена со сферой, в которой юристы мало что понимают и, кроме того, она социально напряженная.
С точки зрения потерпевших, врачи, якобы, вытворяют, что хотят и если что случиться, то их всегда «отмажут». А с точки зрения врачей, медицинские составы – это репрессивный механизм, позволяющий найти крайнего при любом неблагоприятном ходе лечения и в случае, когда потерпевшие «хотят крови»,то для их успокоения приносят жертву.
В медицинской среде особо актуален «пациентский экстремизм», когда врачам под угрозой привлечения к ответственности просто не дают работать, заставляя писать миллионы объяснительных по любой жалобе, независимо от её обоснованности. Собственно, такая ситуация повлекла отток из сферы здравоохранения молодых кадров, решивших «оно мне надо?».
Следственный комитет даже писал как-то официальное, успокаивающее медиков письмо по этому поводу (Письмо СК России от 26.06.2019 N 224-8-19) (суть письма – «мы (органы) молодцы, привлекаем только за дело, да и то, если привлекаем, то суды все равно мягко наказывают»).
При этом, зачастую к доказыванию подходят упрощенно – нарушены клинические рекомендации, всё, давайте сажать врача. А делается это без учета реальной обстановки и в отношении не совсем причастного врача, просто потому что он оказался тем самым «крайним» (например, врач приемного отделения, через которого проходит огромный поток больных).
Кстати, с 2025 года клинические рекомендации становятся обязательны к применению.
Но клинические рекомендации – это что-то слишком обобщенное. Многие болезни, многие случаи уникальны. Они просто не вписываются в клинические рекомендации. А как быть, если у больного несколько болезней, а клинические рекомендации по ним противоречат друг другу?
Изменения в ст.238 УК
Эта статья - один из самых распространенных медицинских составов, бич медицинского работника: ч.2 238 УК - оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. Это очень общий состав, но медики в него прекрасно вписывались.
Естественно, что излечение не может быть 100% успешным. А с учетом обязательности клинических рекомендаций любое отклонение от них – это посадка врача. Кто там будет разбираться в индивидуальности момента – не соблюдены рекомендации, наступили последствия, получай приговор. А это повлечёт исчезновение профессии врача – потому что либо как робот всем лепишь одинаковое лечение (помрёт пациент – так все по клиническим рекомендациям), либо поедешь в тюрьму. Такой себе выбор.
Поэтому в статью 238-ю внесены изменения, а именно специальное примечание к ней: «действие настоящей статьи не распространяется на случаи оказания медицинскими работниками медицинской помощи».
Изменение окажет серьезное влияние на практику работы по врачебным ошибкам – один из основных составов исчез.
Да, остались более общие ч.2 109 УК и ч.2 118 УК, доказывание по ним почти такое же. Но это преступления небольшой тяжести (до 3 лет), а ч.2 238 УК это был тяжкий состав (до 6 лет).