Крупнейшие японские автопроизводители, Nissan Motor и Honda Motor, обсуждают возможность слияния, которое может стать одним из самых значительных событий в истории автомобильной промышленности. Если сделка состоится, объединенная компания сможет претендовать на место третьего крупнейшего автопроизводителя в мире. Такая возможность вызвала бурю обсуждений в отрасли и СМИ.
По информации японского делового издания Nikkei, Nissan и Honda ведут переговоры о слиянии. Их новый раунд может начаться уже в следующий понедельник, 23 декабря.
Mitsubishi Motors, в которой Nissan владеет 24% акций, с большой вероятностью станет частью нового альянса.
В результате возможного слияния совокупные годовые продажи компаний могут достигнуть 8 миллионов автомобилей, что сделает его третьим крупнейшим автопроизводителем мира после Toyota Motor и Volkswagen.
Суть дела и подводные камни
Переговоры о слиянии происходят в условиях растущей конкуренции на рынке электромобилей. Крупные игроки, такие как Tesla и китайская BYD, усиливают давление на традиционных автопроизводителей, что вынуждает компании искать способы сокращения расходов и объединения усилий для создания новых технологий.
Ранее, в марте, Nissan и Honda уже объявляли о стратегическом партнерстве для совместного производства ключевых компонентов для электромобилей, но возможное слияние – гораздо более радикальный шаг, поднимающий сотрудничество на новый уровень.
Несмотря на потенциальные выгоды, сделка может столкнуться с серьезными препятствиями. Политическое давление внутри Японии, особенно из-за возможных сокращений рабочих мест, может замедлить процесс. Кроме того, Nissan потребуется разорвать сложные финансовые связи с французским автопроизводителем Renault – это считается важным шагом для успешного завершения сделки.
Honda также сталкивается с вызовами. Компания должна решить, как справиться с крупными инвестициями в производство батарей для электромобилей в Канаде. Речь о целом комплексе проблем – реализация «аккумуляторного» проекта требует гигантских финансовых ресурсов, времени, доступа к полезным ископаемым, чревата политическими рисками.
Что говорят эксперты
Профессор бизнеса и устойчивого развития из Cardiff Business School Питер Уэллс назвал возможное слияние важным событием, которое позволит компаниям объединить ресурсы и сократить расходы.
«Nissan находится в сложной ситуации: компания сталкивается с проблемами как на внутреннем рынке, так и за его пределами. Возможно, это решение станет тем шагом, который изменит их положение», — отметил Уэллс.
Другие аналитики, включая экспертов JPMorgan, подчеркивают сложность сделки. Они считают, что хотя консолидация Nissan и Honda и традиционное решение, его эффективность под вопросом.
«Компании могут столкнуться с проблемой запоздалого выхода на рынок с актуальной линейкой продукции для ключевых регионов» — считает Уэллс.
Редактор Mergermarket Люсинда Гатри предположила, что переговоры о слиянии могли быть инициированы интересом со стороны Foxconn (тайваньская транснациональная корпорация, ключевой поставщик Apple), которая ранее пыталась выкупить долю в Nissan. Известно, что Foxconn ищет возможность стать не только поставщиком компонентов, но и полноценным производителем автомобилей.
Хотя окончательные решения еще не приняты, аналитики считают, что слияние Nissan и Honda может стать увертюрой к грандиозной трансформации всей автомобильной отрасли.
Тем временем, на фоне новостей о возможном слиянии, акции Honda, торгуемые на бирже в США, выросли примерно на 1% во вторник. А внебиржевые акции Nissan – подскочили более чем на 11%.
Источники: Сnbc.com, Аsia.nikkei.com