Здравствуйте, Уважаемые Читатели, Подписчики и Гости канала!
В качестве предисловия
Обнаружил в "черновиках" небольшую заметку, не претендующую на право исчерпывающей публикации и написанную довольно давно, но как-то выпавшую из памяти и публицистических планов. Как полагаю, не потерявшую собственной актуальности, пусть она является всего лишь отдельным размышлением.
Венецианский купец, авантюрист-путешественник и бытописатель Марко Поло в собственном сочинении начала 14 в. не только составил красочное описание быта и деятельности небезызвестного Хасана Саббаха ( некоторые нюансы в происхождении вынуждают исключить в публикации из поименования "Старца Горы" насаб в любой форме -"ибн", "бен" и даже "бану", что, впрочем, в данном случае малозначимо) и его "организации" асассинов. И не только - на основании слухов, рассказов и чужих описаний - вполне успешно скомпилировал и внедрил в западное сознание мифологизированные стереотипы, но и превратил все это, как сказали бы нынче, в бренд, тренд и прижившуюся на века франшизу.
Оставим на совести средневекового фрилансера последствия его трудов, принесших гигантские деньги не только издателям и кинопродюсерам, выгоды и издержки венценосным особам и придворным, политикам и коммерсантам.
Обратим внимание только на несколько вброшенных в общественное сознание откровенно ложных идей, ставших устойчивым стереотипом, который - к сожалению - и до сей поры является определяющим во многих и многих событиях и исторических коллизиях.
В качестве небольшого экскурса для тех, кто не имел возможности ранее ознакомиться с работой Марко Поло (пусть перевод и его адаптация и оставляют желать лучшего)
Не столь критическим и определяющим является ошибочное - хоть и вполне себе "кассовое" утверждение, что ассассины получили свое название якобы по причине постоянного употребления "гашиша". Ничто не мешало асассину - более того, предписывалось необходимостью - быть при этом одновременно хашашином, то есть травником.
А вот злонамеренное употребление препаратов повлекло публичные и поучительные расправы Саббаха не только над одним из кровных братьев, но и над собственным сыном.
Хотя, походя жевать искусно приготовленные шарики гашиша было и вполне обыденным, и традиционным для значительной части местного населения.
Собственно, само название асассин имеет куда более простое, прямое - пусть и "сакрально" сокрытое - значение, частично берущее начало не столько в биологии и физиологии, сколько в авраамических корнях и восходит к посоху (трости).
Тому самому посоху, некогда спущенному из Рая Адамом и позже руками Джабриля врученным Моисею. Небольшой микст и игра смыслов в простом словосочетании "Аса-ас-Син". "Посох/змея-как-зуб/клык" , "Что поддерживает-то защищает", "На что опираюсь-то убивает".
Собственно, Марко Поло приписал Саббаху саму идею создания асассинов и основ организационной и иной структуры. Действительно, "Старец Горы" сумел создать вполне полноценную организацию, более подобную военно-религиозному ордену, однако все его "новшества" были всего лишь умелым и грамотным использованием "богатого исторического опыта" предшественников - последователей и сподвижников Хамдана Кармата в лице Абу Саида аль-Джаннаби и созданной в Карматском государстве структуре фидаинов, то есть "жертвующих жизнью".
Уж не знаю, на каком основании Саббаху приписывается создание и шахидов, и зарождение исламского и исмаилитского терроризма, но даже упоминаемые выше фидаины не являются продуктом и "изобретением" ислама и его течений, пусть и в крайних формах, определяемых как гулат.
В армии Ксеркса и во флоте Артимиссии наличие фидаинов с рюкзаком или поясом из пузыря, наполненного особой горючей смесью, было делом обыденным и весьма недурно организованным, позволявшим во время мирное фидаинам того времени вести разгульный и беззаботный образ жизни, пребывая в ожидании "момента".
Собственно, в регионе существовала и совершенная иная категория "воинов", которых вполне можно соотнести с современными смертниками согласно бытующему определению терроризма. Где-то за ними укрепилось уничижительное арабское название "требуха", где-то более пристойное персидское - "рыба".
Люди, неизлечимо и смертельно больные определенными заболеваниями, определенным образом и фактически собственным "самоуничтожением" довольно варварским способом делавшим невозможным и убийственным пользование источниками воды, продуктами питания и местами общественного присутствия (от описания воздержусь по многим причинам).
И вот эта категория - хоть и носила разные определения "лингвистического" свойства, являлась уже детищем культуры иной, иудейской.
Марко Поло, которому не отказать ни в предприимчивости, ни в любознательности, вряд ли задумывался о том, каким образом и в каком направлении будет развиваться и прокладывать себе дорогу в "цивилизованный мир" закладываемый им нарратив.
Искусно и избирательно навязывающий просвещенной Европе идею о "исламском" и "варварском" происхождении идеологии терроризма и методов и способов террористического воздействия, столь же искусно и избирательно - и вряд ли к "вящей славе Церкви Христовой"... К оной Поло никакого отношения - прямого уж точно - скорее всего, не имел, да и Ветхозаветных текстов не читал.
Несомненно, что ни одно из авраамических писаний (за исключением, возможно, Нового Завета) Поло не читал и не изучал. И вряд ли тесно и запанибратски общался с представителями исламских богословских школ или последователями талмудических учений.
К своему удивлению он бы непременно обнаружил, что истоки и идеология государственного и этноконфессионального терроризма имеют преимущественно и исключительно талмудическое происхождение, в той или иной степени распространившееся и на прочие авраамические конфессии.
Даже не смотря на то, что происхождение текстов "талмудически-библейских" является куда более поздним и изрядно "отредактированным" с учетом складывающихся реалий.
Ни в коей мере не имею ни малейшего желания каким-либо образом "реабилитировать" любую форму экстремизма, радикализма или ксенофобии, тем более террористической составляющей, представляющей нарастающую и стремительно распространяющуюся угрозу в условиях высокотехнологичного мира, но борьба со следствием зачастую уводит от устранения причины.
И во многом подобному "переориентированию" способствуют когда-то, где-то, и кем-то искусственно созданные "легенды". Тем более, что "легенды" не только продолжают уже собственную и самостоятельную жизнь, развиваются и трансформируются применительно реалиям, но и не теряют своей актуальности.
Тем более, что наследие исмаилитов и низаритов - как и совокупное низаритского исмаилизма джанабитского толка - не только не кануло в Лету, но и продолжает оказывать свое влияние на мировые процессы через новые формы и новых персон, волей судьбы оказавшихся на острие исторических процессов. Никуда не исчезли низаритские и исмаилитские общины - наоборот, растеклись по миру от Лиссабона до Лондона, от Дамаска до Люксембурга. Не утеряли власти и влияния шейхи, имамы и принцы. Не прекратилась взаимное противостояние между "умеренными" и "крайними" , не наступило мира между этно-конфессиональными общинами при нарастающих противоречиях.
И к сожалению - вся эта гремучая смесь противоречий, являющихся по глубинной своей сути внутренними, непременно взорвется и закономерно и неизбежно обрушится, после значительных катаклизмов, на свое фундаментальное идеологически-конфессиональное основание, расположившееся во главе авраамического треугольника.