Дом Николаевых занимает целый квартал и имеет четыре адреса: Мучной переулок, 4, Садовая, 25, Банковский переулок, 5 и Москательный переулок, 3.
Здание входит в состав Малого Гостиного Двора. Оно было построено в конце восемнадцатого века, неоднократно перестраивалось, собирая и сохраняя черты различных архитектурных эпох. Сначала появилась открытая аркада, оформившая торговые лавки и словно отражавшая аркаду Апраксина двора на противоположной стороне улицы. Потом её застеклили.
В городском фольклоре этот дом называют "Дом с русалками". В выложенных гранитом скальной фактуры простенках между окнами его украшают таинственные горельефы - головки прекрасных дев с распущенными волосами. У каждой разное выражение лица. Это, действительно, яркое архитектурное впечатление.
Гипсовые девы находятся на уровне наших глаз - и от этого словно в диалоге с городом и прохожими. К сожалению, не раз это побуждало к нездоровому творческому порыву: русалкам пририсовывали черные слезы, подкрашивали губы, окрашивали их лица в синий цвет. Когда коммунальные службы брались исправить сотворенное, цвет горельефов менялся относительно общего цвета здания.
Однажды обнаружилась трещина, грозящая обрушением одного из фрагментов композиции. И пока долго предпринимались официальные меры, кто-то тайно и наспех замазал проблемный участок, предположительно гипсовой штукатуркой. Один из горельефов даже похищали, но чудесным образом он отыскался и был передан градозащитникам и далее соответствующим инстанциям. Судьба этого памятника архитектуры и по сей день волнует неравнодушных.
А поселились "русалки" на углу Банковского переулка и Садовой при перестройке здания архитектором Г.И. Люцедарским в 1903 году. Выпускник Академии, художник со специальностью художника-архитектора, о котором Н. Бенуа отзывался как об одном из лучших.
Имя скульптура, работавшего над горельефами, неизвестно. И доподлинно неизвестно, какова история загадочных дев и что они изображают. Но сохранился петербургский адрес магазина "высшей парфюмерии", принадлежавшего самой успешной парфюмерной компании Российской империи " А. Ралле и Ко". После перестройки здания он находился на Садовой, 25, занимая ту самую уголовую часть здания, выходящую на Банковский переулок.
Учитывая это обстоятельство, так и хочется разглядеть в этих лицах символические образы покупательниц дореволюционного магазина. А уж на оформление товаров и своих лавок компания не скупилась.
В начале двадцатого века среди публики ходили даже такие куплеты: " Вновь весна несет подарки // Пробудившейся земле. // Небеса чисты и ярки, // Как прилавки у Ралле».
Парфюмерное производство основал француз Альфонс Ралле в 1843 году, в Москве. Для работы он пригласил сведущих специалистов из Франции, Италии, лучшее сырье закупал там же. Духи Ралле очень быстро прославились. Однако по состоянию здоровья парфюмер вынужден был перебраться во Францию, в условия более ласкового климата. Он передал дело в руки компаньонов, но с договоренностью, что они сохранят имя его основателя. В 1856 году появилось Товарищество "А. Ралле и Ко" - и таким образом, у товаров под брендом Ралле сложилась более чем полувековая история. В тот же год в число директоров вошел владелец хрустального завода А. Дютфуа. Конечно, невозможно было не объединить эти два направления: и с тех пор духи стали выпускаться в очаровательных оригинальных флаконах.
1900 году на Всемирной выставке в Париже "А. Ралле и Ко" берут Гран-При.
Четырежды компания "А. Ралле и Ко" удостаивалась права изображения государственного герба Российской империи на своих товарах и вывесках - и это количество было беспрецедентно, настоящий знак качества.
"А. Ралле и Ко" были поставщиками императорского двора. К особым датам выпускались специальные ароматы. Так, к коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны были созданы "В честь коронации". Набор "Парфюмерия русских бояр" появился накануне масштабного костюмированного бала в Зимнем дворце, где все участники предстали в нарядах по моде семнадцатого века. "Букет Наполеона" вышел к столетию Бородинской битвы, а "Букет Екатерины" - к трехсотлетию царствования династии Романовых.
В магазинах можно было найти не только дорогие духи, но и что-то совершенно доступное, а товаров было более ста видов. Одеколоны, губная помада, пудра для лица, ароматизированные свечи, туалетное мыло. Популярностью пользовалось сливочное мыло "для смягчения и белизны кожи лица и рук". Сердца клиентов пленяли и романтическими названиями. Только представьте: Русская фиалка, Нильская Лилия, Флёр де Неж, Дыхание весны, Роза в России, Снежные капли...
Выпускались даже так называемые "зимние духи", которые модницам надлежало наносить на мех.
37% всей косметической продукции страны выпускалось под брендом Ралле. Но изготавливалась так же и сувенирная продукция: открытки, календари, блокноты, карандаши. Всё это говорило на общем языке прекрасного с покупателями. Со временем появилось даже собственное периодическое издание "Полная энциклопедия женских рукоделий".
Важное имя в истории компании - Эрнест Бо. Сын одного из распорядителей компании, внук обрусевшего наполеоновского солдата. Он проходил стажировку во Франции, глубоко изучил парфюмерное дело - и уже в России демонстрировал свой исключительный талант в составлении ароматов. Успех ему принес "Царский вереск". С 1907 года он становится ведущим парфюмером. Розовое масло, иланг-иланг, экзотические эссенции для ароматов доставляли французские поставщики со всего света.
В первую мировую войну Эрнест Эдуардович с готовностью отправился на фронт. Вернулся невредимым, но разделил судьбу многих эмигрантов, покинувших Россию после революции. Уже во Франции он создаст, наверное, самый известный в мире аромат "Chanel No. 5".
Потом он вспоминал: «Меня часто спрашивают, как мне удалось изобрести «Шанель №5»? Отвечаю: я создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной службы прошла на Севере, за полярным кругом. Во время летнего полярного дня озера здесь излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в памяти, и после с большим трудом мне удалось воссоздать его...».
Спасибо за внимание!
Автор статьи: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии и экскурсовод по Санкт-Петербургу.
Подписывайтесь на канал «Открытый город», ставьте лайк, приходите на наши бесплатные экскурсии по Санкт-Петербургу!
Другие статьи автора: