Найти в Дзене
Есть мнение

Почему патриархат всё ещё жив. И о том, кто на самом деле формирует гендерные роли

Есть мнение, что время патриархата ушло, и виной этому не феминизм, а прогресс. Научно-техническое развитие и индустриализация привели к изменению патриархальной системы отношений. Под влиянием индустриализации и промышленного производства все члены семьи начали работать наёмным трудом, что формировало иную экономическую составляющую отношений. Всё это спровоцировало разрушение традиционных ролевых моделей поведения людей и переход семейных отношений к более демократическому типу.
Однако есть и другая точка зрения, что патриархат не исчез, а адаптировался под современные условия, и это явление называется неопатриархатом. Эта адаптация предполагает выборочное включение современных ценностей и практик при сохранении ключевых элементов мужского доминирования и традиционных гендерных ролей. Если в классическом патриархате гендерные модели чётко прописаны и перейти через границы трудно, то в условиях постпатриархата гендерные модели и границы размываются.
Сам же термин "неопатриарх

Есть мнение, что время патриархата ушло, и виной этому не феминизм, а прогресс. Научно-техническое развитие и индустриализация привели к изменению патриархальной системы отношений. Под влиянием индустриализации и промышленного производства все члены семьи начали работать наёмным трудом, что формировало иную экономическую составляющую отношений. Всё это спровоцировало разрушение традиционных ролевых моделей поведения людей и переход семейных отношений к более демократическому типу.

Однако есть и другая точка зрения, что патриархат не исчез, а адаптировался под современные условия, и это явление называется неопатриархатом. Эта адаптация предполагает выборочное включение современных ценностей и практик при сохранении ключевых элементов мужского доминирования и традиционных гендерных ролей. Если в классическом патриархате гендерные модели чётко прописаны и перейти через границы трудно, то в условиях постпатриархата гендерные модели и границы размываются.

СССР можно считать примером неопатриархата, поскольку, несмотря на то, что советское законодательство одним из первых ввело право голоса и образования без половых отличий, разрешило женщинам полноценно участвовать на рынках труда, обеспечив уход за детьми на государственном уровне, традиционные гендерные роли в обществе по-прежнему в значительной степени определялись патриархальными нормами. Советская пропаганда неустанно говорила о женском предназначении и роли матери.   в Советском Союзе государство видело в женщине не только работницу, но и мать, и это второе качество становилось особой социальной обязанностью.
СССР можно считать примером неопатриархата, поскольку, несмотря на то, что советское законодательство одним из первых ввело право голоса и образования без половых отличий, разрешило женщинам полноценно участвовать на рынках труда, обеспечив уход за детьми на государственном уровне, традиционные гендерные роли в обществе по-прежнему в значительной степени определялись патриархальными нормами. Советская пропаганда неустанно говорила о женском предназначении и роли матери. в Советском Союзе государство видело в женщине не только работницу, но и мать, и это второе качество становилось особой социальной обязанностью.



Сам же термин "неопатриархат" был введён палестино-американским интеллектуалом Хишамом Шараби в его работе 1988 года "Неопатриархия: теория искажённых изменений в арабском обществе". В ней Шараби исследовал сохранение патриархальных ценностей в арабских обществах, несмотря на усилия по модернизации. Он утверждал, что, хотя эти общества претерпели значительные экономические и социальные преобразования, они сохранили глубоко укоренившиеся патриархальные нормы. Шараби описал это явление как форму "искажённой" современности, когда появление прогресса в таких областях, как образование и урбанизация, сопровождалось закреплением традиционных гендерных ролей в новых социальных и институциональных рамках.

Сегодня концепция неопатриархата расширилась и описывает аналогичную динамику во всём мире, где традиционные гендерные роли укрепляются или утверждаются заново, даже по мере экономического и социального развития общества.


-3


Если в старой версии патриархата женщина была бесправна, то в современной версии у неё появились основные человеческие права на законодательном уровне. Она больше не является собственностью отцов и мужей, но расширение возможностей не отменило старые патриархальные обязанности. И всё это потому, что женский класс теперь перешел в "ведомство" самого государства. Государство будет поощрять и допускать те женские права и свободы, которые будут выгодны государственной системе. Именно государство через правовые, политические и идеологические механизмы участвует в конструировании социальных ролей людей, продвигая определённые идеологии о том, какими должны быть мужчины и женщины. Гендерная политика исходит в первую очередь из интересов страны. А это означает, что социальная природа патриархата основывается не только на семейной, а и на государственной власти. Важнейшим инструментом управления которой всегда была классификация граждан согласно их биологическим ролям.


Автор: Ольга

Ольга | Есть мнение | Дзен
О футуристических прогнозах О. Конта и торжестве мракобесия
Рационализм16 января