Ребенок должен во всем сам разобраться или можно ему подсказать? А подсказывать как: направлять мысль или прямо ответить? А до какого возраста нужно помогать с домашкой? На тему домашнего задания и медвежьей услуги от родителей отвечает психолог, главный специалист-эксперт по разработке образовательных продуктов компании «АЛМА» Ольга Токарева.
Обучение в школе — одно из самых важных дел в жизни ребенка 7-17 лет. Вокруг этого процесса сосредоточены ценности, интересы, мотивы, эмоции не только школьника, но и его семьи. Учеба фактически становится точкой пересечения коммуникации ребенка, его родителей, его друзей, одноклассников и учителей. Не случайно вопрос «Как дела в школе?» — зачастую первая реплика при встрече родителей с сыном или дочерью после рабочего дня. И это совершенно нормально, ведь мы так же интересуемся успехами наших друзей, партнеров и коллег.
Более того, для самого ребенка обратиться с вопросом или просьбой о помощи к родителям — абсолютно естественно, ведь это они когда-то учили его ходить, говорить, чистить зубы и рисовать солнышко. Поэтому прямое или косвенное участие родителей в школьных делах их детей — привычная и нормальная вещь. Конечно, количество, характер и степень этого участия меняются со временем. Давайте попробуем разобраться с этим.
Какую помощь можно оказать
Стимулирующая помощь
Это подбадривание, похвала, поддержка ребенка: «Давай-давай, все получится! Молодец! Хорошо! Ого, уже решил три примера?». Каждому человеку время от времени необходима такая поддержка, особенно когда он сталкивается с новыми сложными задачами. Школьники встречаются с такими ситуациями почти ежедневно. Поэтому стимулирующая помощь им требуется на регулярной основе и фактически не зависит от возраста ученика или его личностных особенностей.
Организующая помощь
Это специальные действия взрослого (учителя или родителей), которые помогают школьнику в организации его внимания. Не секрет, что по мере утомления внимание рассеивается и падает усидчивость. Это особенно актуально для учеников начальной школы и особенно первоклашек. Поэтому реплики «Посмотри на картинку еще раз. / Прочитай внимательно условие задачи. / Обрати внимание на этот момент. / Проверь, сколько клеточек надо отступить.» будут очень важны для школьника. А порой даже простое присутствие родителя в комнате, где ребенок делает уроки, уже является такой организующей помощью.
Разъясняющая помощь
Это уточнение способа выполнения действий. Оно необходимо ребенку, если какая-то часть алгоритма решения задачи оказалась утрачена: забыта, пропущена, выполнена неверно). Фактически, взрослый напоминает ребенку об использовании какого-то правила или формулы: «Это словарное слово, как можно проверить его написание? / Для решения задачи нужна формула площади квадрата». Конечно, для оказания такого типа помощи родителям надо быть «в теме» происходящего.
Показ способа выполнения действия
Это еще более развернутая помощь: взрослый сам решает задачу, пишет букву, чертит многоугольник, рисует лошадку, а ребенок наблюдает за ним. Важно, чтобы такой показ происходил не в тетради или альбоме ребенка, а на отдельном листе. Было бы хорошо, чтобы взрослый при показе производил все действия во внешнем плане. Например, при решении примера подписывал все промежуточные ответы над скобками и знаками. Такую работу обычно проводит учитель на доске во время объяснения нового материала, но порой приходится повторять это вне урока, при выполнении домашней работы.
Помощь-обучение
Это полный цикл объяснения с показом и акцентами на ключевые точки. От предыдущего варианта он отличается подробным проговариванием всех этапов. Идеально, если удастся это сделать в той же логике и с тем же набором слов, который использовал учитель в классе при объяснении материала. Ведь в противном случае окажется, что педагог и родитель учат ребенка одному и тому же, но по-разному. Если вы знаете, что вашему сыну или дочери часто нужна такая помощь, можете попросить совета у учителя, какую методичку вам лучше использовать дома. Это также важно, если ребенок оказывается на длительном больничном и вынужден пропустить серьезные темы.
Советы родителям
Кроме того, не забывайте про НОТ (научная организация труда). Для продуктивной работы человеку нужно удобное рабочее место без отвлекающих факторов, для школьника это — пустой стол с тетрадью, учебником, необходимым и достаточным набором канцелярии. Нужен привычный и удобный график занятий: классический режим дня и или модный чек-лист со списком дел вполне подойдут. Помните про физиологическую готовность к работе: уставший, голодный, объевшийся, набегавшийся, вымотанный, сонный ребенок навряд ли покажет все свои когнитивные способности при решении задач или при письме.
Наблюдайте за ребенком, спрашивайте о его реальных нуждах, дозируйте помощь от условно «простых» вариантов до самых сложных, поддерживайте контакт с педагогами — это поможет ребенку достигать успехов и научиться учиться самостоятельно.