Здравствуйте, уважаемые читатели!
Иногда я лишь скептически улыбаюсь, читая экспертные мнение и буквально на днях на глаза попалось очередное из этих мнений. Мол, те, кто сейчас задумывается о покупке нового автомобиля, не должны это делать, а подождать.
И мне есть что ответить на это экспертное мнение. И выразить надежду, что любое экспертное мнение должно подкрепляться надежными статистическими выкладками. В этой заметке обсудим причины, по которым действительно не имеет смысла покупать автомобиль, а также коснёмся вопроса, что же будет, если просто взять и подождать, как советует эксперт.
Ключевая ставка и ставка автомобильного / потребительского кредита
В качестве аргументации указывалось, что сейчас очень высокая ставка Центрального банка (я пишу эту заметку до очередного собрания ЦБ о её пересмотре), что непосредственно влияет и на ставки кредитования. Поэтому перед потенциальным покупателем нового автомобиля «маячит» перспектива кредитоваться под 24-35% годовых. И это действительно можно и нужно рассматривать как потенциальный стоп-фактор в решении приобретать автомобиль.
Но, межу тем, существует множество других нюансов, которые также нужно учитывать и в их свете совет «подождать» начинает играть совсем другими красками.
Состояние имеющегося автомобиля
Если уже имеется автомобиль, он находится в хорошем техническом состоянии и, как говорится, лапу в карман с деньгами не засовывает, то, соглашусь с экспертом, можно и подождать, когда ЦБ начнёт снижать ключевую ставку и вместе с ней автомобильные кредиты станут гораздо менее обременительны.
Но что делать в ситуации, когда автомобиль «потихоньку встаёт на колени»? Подождать? Можно и подождать, попутно подогнав на ремонт ещё лишние 10-20-50 тысяч рублей. Т.е. нужно чётко понимать, что в режиме ожидания старый имеющийся автомобиль становится ещё старее. И в его ценообразовании постоянно идёт обратный процесс, чем дольше мы ждём, тем меньше его цена на вторичном рынке.
Коррекция ставки утильсбора
Также эксперт в совете «подождать» деликатно обходит тему повышения ставки утильсбора. А она повышается каждый год, да, не исключено, по нескольку раз. Выше ставка утильсбора – это выше стоимость покупки нового автомобиля.
Просто для иллюстрации возьму самый популярный, точнее один из самых популярных, автомобилей на нашем рынке, китайский кроссовер Haval Jolion. 27 июля 2023 года стоимость самой доступной комплектации, Comfort, на механике составляла 1 миллион 949 тысяч рублей. А самая дорогая, комплектация Premium с системой полного привода, 2 миллиона 599 тысяч рублей.
Далее перемещаемся в декабрь 2024 года. За это время Jolion претерпел рестайлинг и теперь самая доступная комплектация, Comfort на механике, предлагается покупателю за 2 миллиона 49 тысяч рублей. А самая дорогая, Tech+, за 2 миллиона 849 тысяч рублей.
За год с небольшим самая простая комплектация Haval Jolion подорожала на 100 тысяч рублей
Поэтому вопрос эксперту – помогло ли ожидание купить условный Jolion дешевле в 2024 году по сравнению с 2023-м? Вопрос, конечно, риторический. Причём удорожание касается абсолютно любой модели, которая продаётся на нашем авторынке. Подорожала даже LADA Granta.
И можно с уверенностью сказать, что в 2025 году все новые автомобили станут только дороже. Не важно, кто их производит и где. Абсолютно все.
Почему автомобили не могут подешеветь?
Почему я ожидаю, что автомобили будут только дорожать? А давайте подумаем, что нужно для того, чтобы автомобиль стал дешеветь? Очевидно, что должна снижаться себестоимость его производства. При каких условиях это может произойти? Тут ровно два варианта:
- масштабирование производства (увеличение количества производимых и продаваемых автомобилей позволит снизить себестоимость производства одной единицы техники)
- снижение стоимости материалов для производства единицы техники
Да, есть и третий вариант – это субсидирование, но его всерьез я не хочу рассматривать.
Итак, возможно ли в 2025 году масштабирование производства? Завод в Туле и так работает на пределе своих возможностей, калужский завод только перешёл на производство новой модели, поэтому на горизонте ближайших двух-трёх лет никакого масштабирования производства, которое бы насытило рынок сотнями тысяч автомобилей я не вижу.
Может ли понизиться цена материалов для производства автомобиля? К этому также нет предпосылок. Пока нет замедления темпов инфляции, никакого снижения стоимости автомобильных компонент не будет.
Когда действительно не имеет смысл покупать новый автомобиль сейчас?
Я считаю, что если покупатель обладает суммой в размере 75-80% от стоимости нового автомобиля, то следовать совету эксперта и ждать не стоит. Нужно идти и прямо сейчас покупать автомобиль. Потому как если подождать, то через год имеющаяся на руках сумма уже будет составлять 65-70% от стоимости автомобиля.
Но совсем иная ситуация, если покупатель может внести только 20% стоимости нового автомобиля, а 80% планирует взять в кредит. Т.е. если мы будем отталкиваться от ценовой планки в 2,3 миллиона рублей за новый кроссовер, то в кредит нужно будет брать 1 миллион 840 тысяч рублей. Банк с радостью кредитует нас минимум под 30% годовых, поэтому с этой суммы только процентами каждый год мы должны будем возвращать 552 тысячи рублей. Вот в таких условиях однозначно не стоит пытаться купить автомобиль.
Понятное дело, что доходы у каждого из нас разные, кому-то просто за один поход в ресторан такую сумму потратить, а кто-то для получения такой суммы должен целый год работать. Так что здесь тоже всё индивидуально.
Поэтому я бы придумал такое условие – если выплаты по потенциальному кредиту на покупку нового автомобиля превышают 40% вашего месячного дохода, то такому кредиту лучше помахать рукой. И действительно занять выжидательную позицию смягчения ключевой ставки.
Другие мои статьи
Покупка KIA Rio за 1 миллион 796 тысяч рублей: есть ли в этом логика?
Расчёт расходов на кроссоверы от Volkswagen, Škoda и Hyundai за 5 лет эксплуатации: ТО, бензин, ОСАГО, потеря от продажи
С уважением, Юрий (kua1102)