Дорогие друзья, Осетровский речной порт по праву считается крупнейшим портом в России, имеющим стратегическое значение. Именно через него в настоящее время отправляется до 80% грузов на северные территории. И не зря он ещё имеет название «ворота на север», ведь это единственный объект на реке Лене, благодаря которому есть связь между речным транспортом и железнодорожными путями. Как раз в порту Осетрово перегружают грузы, прибывшие по железной дороге на водный транспорт. Между тем, порт Осетрово - это также исторический путь на Сервер и первые километры БАМа.
А что такое порт Осетрово? Это, прежде всего, Усть-Кут. Дело в том, что современный БАМ, имеющий длинную историю, начинается именно с Усть-Кута. И многое, что связано с этим старинным городом, можно считать «первым». Это и первый мост через Лену, длиной в 406 метров, и первая станция БАМа – Таюра (первоначальный вариант). В конце концов, и первые километры магистрали, которые стали укладываться в 1974 году. Безусловно, тут принципиальное значение имел порт Осетрово, являвшийся тогда важнейшим транспортным узлом и перевалочным, так сказать, пунктом.
Давайте процитируем: «Через порт Осетрово города Усть-Кута в короткую пору летней навигации идёт снабжение огромной северной республики - Якутии. Неподалёку от здешних причалов и был уложен летом 1974 года первый километр БАМа. Со временем магистраль примет на свои стальные плечи заботу о доставке грузов на Север. А в начале стройки, когда БАМ только пересёк Лену её крупные судоходные притоки, через порт Осетрово бамовцам забрасывались на баржах тысячи тонн грузов».
То есть Осетровский речной порт - это путь на Север. Туда, куда в своё время шёл, в том числе и БАМ? Всё дело в ресурсах, Усть-Кут изначально имел выгодное географическое положение с учётом пересечения транспортных путей и образования соответствующего узла для дальнейшего освоения Сибири первопроходцами. Поэтому и через время Усть-Кут обрёл славу важного транспортного узла, условно говоря, узловой точки, в магистральной железнодорожной сети. А в 1974 году Усть-Кут стал уже отправной точкой современного БАМа, там располагался штаб Западного участка. Почему? Потому как великая река Лена - это «другая Мангазея», если смотреть на всё с исторической точки зрения.