Как известно, в Средние века понятие авторских прав было чрезвычайно гибким. Любой музыкант мог брать в свой репертуар любое произведение, трактовать и использовать его, как душе угодно.
То ли дело времена буржуазные, когда копирайт стал таким же источником прибыли, как и любой другой продукт. А тут ещё в 1990-е годы началась большая мода на сэмплы — оцифрованные фрагменты чужих композиций. Иногда сэмплы не просто вставлялись кусочками, а становились основой для какой-нибудь новой песни. Об одной из таких песен и пойдёт мой дальнейший рассказ.
Однажды в руки лидера британской группы The VERVE - Ричарда Эшкфорта - попала пластинка «The Rolling Stones Songbook», выпущенная ещё в 1966 году менеджером THE ROLLING STONES — Эндрю Олдхемом.
Материал пластинки представлял собой оркестровые обработки песен «роллингов». Входила туда и симфоническая версия хита 1965 года «The Last Time», настолько красивая, что оригинал узнавался в ней не сразу.
Услышав эту мелодию, Эшкфорт вдохновился и написал на её основе новую песню под названием «Bitter Sweet Symphony» («Горько-сладкая симфония»).
Ричард Эшкфорт:
«Мне нужна была стена звука, она жила у меня в голове, она звучала, я был где-то там, со всеми великими. И в этот момент смешно было бы мне говорить: убери здесь барабаны конга, добавь здесь колокольчик».
Несмотря на красивую мелодию, текст вышел довольно грустным.
Автор перевода — Александра:
en.lyrsense.com
Ведь эта жизнь — горько-сладкая симфония,
Ты раб денег до самой смерти.
Я проведу тебя по единственному пройденному мной пути.
Ты знаешь того, кто отведет тебя в места,
Где все артерии соединяются.
Не меняюсь, я не могу измениться
Я не могу измениться, я не могу измениться.
Но я такой, какой есть,
Я такой, какой есть.
Свою лепту в раскрутку песни внёс и клип, где отрешённый герой Эшкфорта упорно идёт по улице, не обращая внимания на то, что толкает и сбивает всех, кто встаёт на его пути.
Лидер The VERVE не собирался никого обманывать и сразу решил уладить проблему с авторскими. Он связался с Алленом Кляйном, который владел правами на все песни, написанными ROLLING STONES до 1970 года. Тогда стороны договорились, что поделят доходы от песни поровну.
Однако стоило «Bitter Sweet Symphony» стать большим хитом (№2 в Британии, №12 в США), как Кляйн заявил, что группа использовала «гораздо больше, чем сэмпл» и отсудил себе ВСЕ права на хит The VERVE. То есть, вместе с текстом Экшфорта и гитарной партией, придуманной продюсером группы Уиллом Мэллоуном.
Ричард Эшкфорт:
«…этот кусочек, который все так любят, ни на что не похож. Это Мэллоун, мой аранжировщик. Это его гений».
Отныне под «Горько-сладкой симфонией» в качестве авторов значились Мик Джаггер и Кейт Ричардс. Когда один журналист спросил самих лидеров ROLLING STONES, что они думают по этому поводу, те просто отмахнулись — мол, это всё чисто адвокатские дела. а The VERVE пусть учатся сами писать хорошие песни.
Что касается Эшкфорта, то поначалу он перенёс удар стоически. Но постепенно раздражение всё больше прорывалось на публике — особенно после того, как Кляйн стал активно продавать песню для разных рекламных роликов. Так в одном из интервью Эшкфорт язвительно сказал, что «Bitter Sweet Symphony» — «лучшая песня ROLLING STONES за последние 20 лет», а на одном из концертов посвятил эту песню «роллингам», добавив, что «счастлив каждый раз оплатить немного счетов этих парней».
Ну, и в завершение немного позитива. Ниже вы можете посмотреть, как «Горько-сладкую симфонию» исполняет тысяча (!) музыкантов на фестивале «Rockin'1000 That's Live» (действие происходит в итальянском городе Чезене в 2016 году.
***
Ссылки на мои другие статьи вы можете найти ниже.
Автор: Сергей Курий