Найти в Дзене
Кинопоиск

«13 клиническая. Начало»: застойный приквел сериала о паранормальном госпитале

Оглавление

19 декабря в онлайн-кинотеатре «Иви» вышли все серии «13 клиническая. Начало» — приквела сериала Клима Козинского про экспериментальную больницу, сотрудники которой ежедневно имеют дело со сверхъестественными явлениями. В шоу Ильи Ермолова мы переносимся в 1970-е, когда здание 13-й клинической только сдали в эксплуатацию.

О чем это

На дворе 1976-й, эпоха застоя. Леонид Ильич Брежнев (Игорь Миркурбанов, которого едва можно узнать в гриме) приезжает в заброшенное здание в Улан-Удэ, где его встречает Глеб (Сергей Гилёв) — ведущий консультант по борьбе с религиозно-сектантскими элементами. Генсек хочет вступить в контакт с потусторонними силами — и знакомится с одним из представителей иного мира в комнате с большим зеркалом.

Первый же диалог движется к заключению сделки, детали которой остаются не проговорены (хотя вся мировая фаустианская традиция недвусмысленно намекает, чего может хотеть от дьявола 70-летний Леонид Ильич). Глеба быстрое развитие событий настораживает, но Брежнева бесят предостережения консультанта. Ситуация накаляется и выходит из-под контроля: в результате мистического взрыва зеркало разлетается по комнате, консультант ранен, а Брежнев — вообще в коме.

В это время в Москве супружеская пара сотрудников ЦКБ, психоневролог Яна (Ирина Старшенбаум) и кардиохирург Иван (Павел Попов), водят сына Сашу (Елисей Чучилин) по больницам: у мальчика серьезные проблемы с подвижностью верхних конечностей. Их коллеги разводят руками: кажется, парню нельзя помочь. Вдруг среди ночи за супругами приезжает черная «Волга» — лучших врачей ЦКБ собирают в каком-то секретном месте, где им предстоит вернуть к жизни пациента № 1, клиническая смерть которого наступила 34 часа назад. В общем, совершить невозможное — не без помощи демонов, существование которых партия отрицает.

Кто это сделал

Расширять вселенную «13 клинической» после Клима Козинского, поставившего оригинальное шоу, взялся Илья Ермолов — режиссер сериалов «Золотое дно» (из него в проект будто перекочевал Павел Попов) и «Разрешите обратиться» (о полицейском-оборотне).

Сценаристом вселенной социалистического мистицизма — и оригинального сериала, и приквела — остается Андрей Золотарёв, давно не нуждающийся в представлении. Изначально планировали снимать продолжение с Данилой Козловским, обстоятельства изменились — пришлось углубиться в предысторию демонического мира. Премьера первой серии приквела состоялась на фестивале «Хоррор Фест» в 2024 году.

Как это снято

Как мрачный триллер с долей мистики, ни в чем не уступающий оригиналу. Блистает в первых сериях Сергей Гилёв — со стильной эмо-челкой из 2007-го и в строгой кожанке. Каждая его реплика звучит уверенно, если не сказать увесисто — независимо от того, отдает ли он кому-то приказ или приглашает девушку на свидание. Пространство кадра наполнено сверхъестественным чуть менее чем полностью: камера на манер духа летает по коридорам, звучит тревожная музыка — того и гляди из стен будущей 13-й больницы начнут выскакивать призраки неупокоившихся пациентов.

   Сергей Гилёв
Сергей Гилёв

Первые серии — красочная экспозиция будущих драматических событий в мире паранормального. Через историю Леонида Ильича, который столкнулся с демонами и был положен ими на лопатки (буквально), Андрей Золотарёв, кажется, переводит фокус франшизы с частного (триллер о медиках, которые готовы пойти за границы научного знания, своеобразный мистический парафраз каких-нибудь «Девяти дней одного года») на общее (кино про неспокойное время, требующее если не перемен, то нестандартных решений).

Как многие свежие проекты — и сериал Netflix «Аркейн», и даже грядущая сказка «Финист. Первый богатырь», — «13 клиническая. Начало» сталкивает материализм со спиритуализмом. Перед операцией по пересадке сердца за обезболивание отвечает опытная сотрудница НИИ, шепчущая неведомые заклинания над пучком травы в руках. «Вы в курсе минимальных понятий санитарии? Я рядом с этой даже стоять не буду!» — возмущается опытный хирург, не понимающий, как он докатился до работы в таких обстоятельствах. Никаких подробностей происходящего — в лучших традициях советской секретности — исполнителям не раскрывают.

Захваченные сверхъестественными интригами, герои вертятся как ужи на сковородке: неведомые сущности, которых для простоты называют Люцифером и Астаротом, играют людьми, как пешками. «Надо, чтобы мы их контролировали, а не они нас», — решает силовой блок во главе с Константином Устиновичем Черненко.

   Ирина Старшенбаум и Виктория Исакова
Ирина Старшенбаум и Виктория Исакова

За человеческое измерение отвечают герои Старшенбаум и Попова. Семейные разборки Яны и Ивана (она хочет развестись, поскольку подозревает супруга в измене) замиксованы с их профессиональными вызовами на службе Родине. Параллельно из больницы исчезает их ребенок, который становится заложником многофигурной сатанинской интриги.

В отдельные моменты приквел похож на «Пациента № 1» Резо Гигинеишвили. Здание будущей больницы — безликое серое сооружение с колоннами — напоминает какой-то архитектурный колосс времен Римской империи. В безлюдных темных коридорах шастают духи, внешне неотличимые от обыкновенных медсестер в белых халатах. Пока не очень понятна цель этой гнетущей антисоветчины: то ли позабавить аудиторию, то ли на что-то ей намекнуть?

Вердикт

Если «13 клиническая» была увлекательным вертикальным процедуралом, блуждающим между «Секретными материалами» и «Доктором Хаусом», ее приквел движется к густому мистическому сеттингу «Королевства» Ларса фон Триера. И Данилы Козловского нет, и никто здесь не шутит — все персонажи только и делают, что сгущают краски. Нагнетает саспенс «13 клиническая. Начало», конечно, умело, но крайне медленно — пока даже непонятно, кто и какие интересы здесь на самом деле преследует. Возможно, приквел разгонится позже, но первые серии — с престарелыми врачами-консерваторами и демонами, которые начинают играть в только им понятные игры, — настраивают на уныло-брежневскую волну.

Автор: Тимур Алиев