А вы тоже заметили, как много упоминаний про наш АвтоВАЗ в СМИ появляется последнее время? Буквально каждый день, заходя на различные новостные порталы, можно наткнуться на различные заголовки в духе: «Глава АвтоВАЗа высказался о китайских производителях, назвав их пираньями», «АвтоВАЗ готовится к повышению цен на весь модельный ряд Lada» и так далее.
И последняя новость сегодня актуальна как никогда. Цены на новые автомобили растут в какой-то геометрической прогрессии. Ну, согласитесь, смешно — базовая Lada Granta стоит от 931 тысячи рублей. Глядя на такую цену, хочется просто спросить у АвтоВАЗа: «Ну вы серьезно? Какие 900 тысяч рублей за автомобиль, который этих денег просто не стоит?». А ведь дальше все будет только хуже и цены будут расти.
Новое повышение цен будет уже в январе 2025 года, и наши автомобили должны прибавить в цене довольно немало. Да, глава АвтоВАЗа Максим Соколов уже заявил, что повышение будет меньше, чем уровень инфляции, а значит, с экономической точки зрения, автомобили даже станут дешевле, но легче никому от этого не становится.
Ну и не забываем поблагодарить наш АвтоВАЗ за текущий утилизационный сбор, который сделал автомобили еще более дорогими, а также заставил Центральный Банк в очередной раз повышать ключевую ставку. Да-да, сам ЦБ уже обвинил АвтоВАЗ и Минпромторг в том, что из-за повышения утилизационного сбора инфляция в стране разогналась еще больше.
Сам АвтоВАЗ тоже довольно сильно пострадал от своего решения, и вот почему. Все мы знаем, что большинство новых автомобилей сегодня продаются в кредит. Даже наши автомобили около 80-90 процентов приобретаются при помощи заемных средств. Причем, многие люди и вовсе покупают автомобили с минимальным первоначальным взносом на довольно большой срок. А чем меньше первоначальный взнос и больше срок кредитования, тем выше проценты по кредиту.
Отсюда получаем довольно интересную картину. АвтоВАЗ решает добиться повышения утилизационного сбора, чтобы поднять цены на иномарки. Но из-за повышения цен растет уровень инфляции и ЦБ повышает ключевую ставку. И вот тут начинают страдать не только производители иномарок, но и сам АвтоВАЗ, так как продажи падают абсолютно у всех. Люди просто не готовы покупать автомобили в кредит под такие проценты.
Получается, что АвтоВАЗ хотел сделать хуже китайским производителям, но при этом зацепил еще и себя. И теперь продажи «Лады» начали снижаться, а многие дилеры уже начали жаловаться на то, что продажи очень резко сократились. Да и банки кредиты стали одобрять далеко не всем людям.
Но еще больше вопросов возникает, если мы посмотрим на стоимость наших автомобилей у наших братьев — белорусов. Вы знаете, что наши автомобили в Беларуси стоят намного дешевле? И я не шучу, еще весной разница в стоимости той же «Лады Весты» достигала 200-400 тысяч рублей, в зависимости от комплектации автомобиля. Согласитесь, разница очень приличная, особенно учитывая тот факт, что это наши автомобили, а не какие-то иностранные.
Но почему наш производитель нам же продает автомобили дороже, чем в соседней стране? На этот вопрос постарались ответить официальные дистрибьютеры Lada в самой Беларуси. Оказалось, что в Беларуси нет как такового утилизационного сбора. Поэтому, автомобили там стоят дешевле. Но подождите, ведь у нас АвтоВАЗ не платит утилизационный сбор, ведь автомобили имеют максимальный уровень локализации?
На самом деле это не совсем так. АвтоВАЗ, как и все остальные иностранные производители утилизационный сбор платит по полной. Затем государство смотрит на уровень локализации автомобилей и возвращает производителям деньги в виде производственных льгот. Вот и получается, что финансовая нагрузка на АвтоВАЗ растет вместе с ростом утилизационного сбора — приходится брать больше денег в долг у банков. АвтоВАЗ сегодня по большому счету и живет на заемные средства. В 2024 году долг АвтоВАЗа составил 100 миллиардов рублей.
А из-за нынешних процентов растут и выплаты банкам. Поэтому АвтоВАЗ и повышает цены на нашем рынке из-за роста платежей по процентам. А в Беларусь они поставляют автомобили без каких-либо платежей за утилизационный сбор. Поэтому и цены на наши автомобили у соседей ниже. Плюс ко всему, АвтоВАЗ подобным образом на рынке Беларуси пытается конкурировать с очень популярной маркой среди белорусов — Belgee (Geely).
Но а что происходит с ценами на наши автомобили в Беларуси сегодня? Буквально на днях появилась новость о том, что на наши автомобили в Беларуси цены рухнули, причем достаточно серьезно. Но чтобы не быть голословным, давайте все покажу на реальных примерах.
Только начал писать статью и понял, что АвтоВАЗ, по всей видимости, чтобы не разжигать недовольство, попросил убрать с белорусского сайта Lada все цены.
Ни на одном автомобиле из предложенных нет никакого упоминания цены. Но я пошел дальше и все-таки нашел цены, по которым продают наши автомобили у соседей.
Вот очень хороший пример — Lada Granta в базовой версии в Беларуси стоит 29900 местных рублей. В пересчете на наши рубли получается — 884 тысячи рублей. Напомню, что у нас такая Lada Granta будет стоить на 50 тысяч рублей дороже. Но это только один пример.
Есть более щедрые предложения от дилеров. Так, некоторые дилеры Lada в Беларуси готовы еще делать и скидки. Например, лифтбэк в базовой комплектации готовы отдать за 850 тысяч рублей, а у нас такой автомобиль стоит чуть более 1 миллиона. И тут разница уже более чем 150 тысяч рублей.
Вот на главной странице белорусского сайта есть упоминание цены на нашу «Ниву» и у соседей она стоит от 31900 местных белорусских рублей. А на наши рубли «Нива» в Беларуси стоит — 940 тысяч рублей. У нас же «Нива» стоит от 981 тысячи рублей, но в Беларуси за 940 тысяч комплектация у «Нивы» будет чуть лучше.
А что же касается «Лады Весты»? Еще весной цены на автомобиль могли отличаться от наших цен на 200-400 тысяч рублей.
Цены на «Весту» начинаются от 44400 тысяч белорусских рублей, что на наши рубли — 1,3 миллионов рублей. Только у нас такая Vesta стоит от 1,525 миллионов рублей. Вот вам и разница в 200 тысяч за базовую комплектацию нашего седана. А на универсалы разница в цене будет еще больше.
И знаете что самое интересное — по таким ценам в Беларуси наши автомобили просто сметают. АвтоВАЗ решил подвинуть местного производителя в Беларуси, марку — Belgee, которая выпускает китайские автомобили Geely под своей маркой. АвтоВАЗ решил занять лидирующие позиции не только на нашем рынке, но и на рынке соседей. А если цену не скинуть, то и покупать наши автомобили белорусы не будут так активно.
Казалось бы, нужно просто поехать в Беларусь и купить там автомобиль намного дешевле, чем у нас. Но нет, еще в 2021 году наши соотечественники начали использовать такую схему. И дело дошло до того, что мы просто смели у белорусов наши же автомобили. А самим белорусам автомобилей просто начало не хватать. Поэтому дилеры ввели запрет на продажу автомобилей Lada россиянам.
Но многие находили лазейки, которые и по сей день работают. Оформляете автомобиль на доверенного белоруса, а потом просто выкупаете его у него, при этом просто заплатив белорусу какую-то сумму за всю возню и потерю времени. Но тут легко нарваться на мошенника, который может оставить вас без денег и без автомобиля. Поэтому такой вариант можно использовать в том случае, если у вас в Беларуси есть реально доверенное лицо.
Ну и еще один плюс заключается в том, что мы с белорусами состоим в таможенном союзе, поэтому никакую таможенную пошлину по приезду в Россию платить не нужно. Просто переоформить автомобиль на себя и ездить в свое удовольствие.
Вот так и живем, нам же продают наши автомобили намного дороже, чем в соседней стране. Согласитесь, довольно неприятная ситуация, но у нас люди все равно как покупали наши автомобили по запредельным ценам, так и будут продолжать их покупать и от этого никуда не деться.
Спасибо за внимание.