Поскольку я по одному из родов своей деятельности связана с российскими СМИ, я уже много лет кожей чувствую, что в отношении Сирии и ближневосточного региона в целом происходит что-то не то. Это началось еще давно, лет 10-12 назад. В Дамаске очередное жуткое происшествие, надо б рассказывать о том, что случилось. Но из редакции в Москве "холодный душ": если это не рядом с российским посольством, тогда не надо.
Из-за этого потом часто приходилось моим коллегам врать, мол, обстреляли российское посольство в Дамаске. Хотя где то место, куда нападало и где то посольство. Мой дом в Сирии был в менее, чем километре от Джобара, где бармалеи засели. Посольство на километр дальше. Ну, вы поняли. Я же никогда не говорила, что попасть хотели в меня? А посольство подыгрывало, мол, в нас!
Но, как я уже сказала выше, на сирийцев как-то уже тогда СМИ стало плевать. Главное, чтоб в посольство не угодило. Это был 2014 год.
У меня было очень много съемок того, что происходило в стране. Я ездила и снимала. Чтобы снять. Зафиксировать. Платили какие-то копейки. Хуже всего дела обстояли с казахстанским каналом "Евразия". Они платили поминутно. И вместо красивого полноценного репортажа могли взять 2 кадра и гонять их под текст по кругу. Ну и вообще, я более ужасной работы монтажеров не видела никогда больше. Меня в новостях называли "шефом ближневосточного бюро" и платили долларов 150 в месяц. Транспорт, интернет, другие расходы за мой счет. Но им, хотя бы, можно было давать информацию обо всех происшествиях. Не надо говорить, что в России Сирия, мол, не интересна жителям и читателям. Я думаю, больше, чем вот такое:
Страдающий от бармалеев народ это важнее куда-то пропадавшей американки.
Есть такое понятие, как формирование информационного поля. Когда людям рассказывают о чем-то, формируют представление по той или иной теме. Во времена СССР это было. Мы имели представление о том, в частности, что происходит в мире. Нам это рассказывали. И вот уже многие годы спустя Ближний Восток это, практически, белое пятно на карте. Хотя, так почти со всеми регионами мира, правды ради. Постоянный корпункт каналов "Россия" тут только в Тель-Авиве. Я даже не удивилась бы, если бы узнала, что расходы на него гасятся не самим каналом, а структурами страны, где он находится. Рупор. А мы удивляемся непотопляемости Пашкова.
В Сирии и Ливане смотрели на арабском выпуски новостей арабской версии "России сегодня" и всерьез считали и считают, что все это показывают гражданам РФ. Нам с Громовой часто в Сирии пытались не давать что-то снять. Мол, "Раша" уже была, они же все сняли. Приходилось объяснять, что русскоязычные это не смотрят. Им надо на русском показывать и рассказывать. За 11 лет я так и не смогла никому втолковать, насколько это важно - работать правильно с российскими СМИ и поддерживать их. Многие за 10 лет (и я об этом писала) лишились львиной доли имевшихся ранее бюджетов. Например, для "Ридуса" я пишу бесплатно. Иногда и очень редко. Потому что я трачу на создание контента свои деньги. И спонсировать СМИ не в состоянии. Могла бы писать часто. Если бы нашла того, кто бы понимал, насколько это важно. Не нашла. Вернее, один человек в феврале заинтересовался. Но началось то, что тут началось и он ушел в подполье.
Сейчас, когда идет волна перекрашиваний, я вижу, что от сотрудничества с некоторыми просто Бог отвел. Ибо прогибы такие... уууу. Может быть, им что-то пообещали. Может, боятся. В том числе, за свою недвижимость, родственников, не знаю, что еще. Но уши реально вянут. Вчера был патриот. Сегодня сдает.
Что касается меня, то я уже писала, что я не исключаю того, что когда-то вернусь в Сирию или буду с ней работать. Потому что там ЛЮДИ. И они не виноваты в том, что на них сейчас обрушилось. И я очень люблю эту страну, правда. По Москве не скучаю. Сирию иногда вижу во сне. Но для этого в стране во власти не должно быть того, что страну гробило все эти годы. Есть ли шансы?
Я не буду никогда называть то, что творилось, "революцией". У меня совесть есть. Гуманитарные проекты - да. Туризм - да. Фоточка рядом с "Джуляни" - нет.
Новый флаг - нет.
Мощного информационного проекта по Ближнему востоку не хватает. Я, конечно, еще попробую, побарахтаюсь. Смешные расходы в размерах зарплаты, которой хватало бы на покрытие расходов. Но нужен идейный человек, или организация. Которые понимали бы, что иначе нас сожрут тихо.
Сирия после того, как меня в ней не стало, оставалась долго вообще без постоянного присутствия российских СМИ. Я и сама знаю, и многие читатели на разных платформах писали о том, что информации о том, чем живет страна, нет. Приезжали работать наши ребята через МО РФ. Но там было нельзя ездить по стране и снимать репортажи. Шаг влево или вправо приравнивался к побегу. В основном, все так и делали: снимали раздачу гуманитарки и патрулирование. Только Леша Ивлиев, который обожает историю региона, умудрялся снимать страноведческие сюжеты. Ну и еще был контент от Блохина. Правда, только на военную тематику. Но он не шагал в ногу, ездил везде сам, как и я. А таких МО РФ не любит. Неконтролируемых. А пресса должна быть свободной от всего, кроме знаний и совести.
Ну, Бог с ней, с несчастной Сирией. Но вы видите, как молчат о том, что происходит в Газе. Да что Газа: сначала в Ливан прислали несколько групп. Но в начале октября они все уехали. Да, приезжала Даша Асламова. Но она не ТВ. И она прижала в феврале тоже. Чуть ли не за год до того, как тема стала модной.
Вчера из ТАСС сообщили, что у них тоже урезали бюджет. То есть, все, что я сняла в Набатии, в которой еще не было фотографов российских СМИ, останется неоплаченным. Конечно, кому он нужен город, у которого выдолбили значительную его часть? И, видимо, не нужны ставшие плоскими населенные пункты крайнего юга. Проблема в том, что я не просто на ТАСС работала. А на фотобанк, то есть, у них мои материалы могли брать все остальные российские СМИ. Теперь не смогут. У них тут, конечно, остаются Зеленины, новости писать и всякое такое. И иногда делать фото с места, если есть, что снять. Но отдельный фотокорреспондент, который ездит по стране на происшествия и события, это другое. Было. Теперь не будет. Мы с вами говорим про такого медиа-монстра, как ТАСС. Что говорить о мелких СМИ?
Ливан уже ушел с информационной повестки. Его ушли. Я думаю, быстро уберут и Сирию. Потому что надо заставить людей забыть, кто пришел к власти и как. А то перед собственными гражданами будет неудобно.
В ТАССе гонорар платят с огромной задержкой. Через месяц я получу за отснятое в ноябре. За декабрь уже будет всего за 3 фотографии. За ближайший месяц- полтора надо найти спонсоров моего проекта.
Должны же быть те, кто не струсил?