Найти в Дзене
Упрямый рок

Горсть красоты: памяти Закира Хуссейна

Умер Закир Хуссейн – один из лучших перкуссионистов мира (многие считают, что лучший). Начиная с середины семидесятых, с Shakti – его совместного проекта с Маклафлином – он признанный исполнитель на табла и других малых ударных инструментах. Закир Хуссейн прославился в нескольких жанрах – этнической музыке, джазе, роке, третьем течении. Даже в поп-стиле он был органичен – например, записываясь с Кенни Логгинсом. Но если одним термином, то он, безусловно, фьюжн-музыкант. Он мог практически все, и никакие конфессии его не смущали. Он играл с индийскими, арабскими, африканскими, европейскими, американскими исполнителями, и везде был на своем месте. Он музыкант мира. Рави Шанкар в шестидесятые годы способствовал интересу к индийской музыке на Западе, Закир Хуссейн развил и закрепил этот интерес. В Индии его почитают как (хотел сказать живого, но увы) классика, в Америке он безупречный авторитет в джаз-роковой среде. Хуссейн жил преимущественно в Сан-Франциско, там он подружился с Мики Харт
Закир Хуссейн во время концерта Remember Shakti в «Крокус Сити Холле», 1 июля 2012 г.
Закир Хуссейн во время концерта Remember Shakti в «Крокус Сити Холле», 1 июля 2012 г.

Умер Закир Хуссейн – один из лучших перкуссионистов мира (многие считают, что лучший). Начиная с середины семидесятых, с Shakti – его совместного проекта с Маклафлином – он признанный исполнитель на табла и других малых ударных инструментах.

Закир Хуссейн прославился в нескольких жанрах – этнической музыке, джазе, роке, третьем течении. Даже в поп-стиле он был органичен – например, записываясь с Кенни Логгинсом. Но если одним термином, то он, безусловно, фьюжн-музыкант. Он мог практически все, и никакие конфессии его не смущали. Он играл с индийскими, арабскими, африканскими, европейскими, американскими исполнителями, и везде был на своем месте. Он музыкант мира.

Рави Шанкар в шестидесятые годы способствовал интересу к индийской музыке на Западе, Закир Хуссейн развил и закрепил этот интерес. В Индии его почитают как (хотел сказать живого, но увы) классика, в Америке он безупречный авторитет в джаз-роковой среде. Хуссейн жил преимущественно в Сан-Франциско, там он подружился с Мики Хартом из Grateful Dead, с которым создал несколько совместных проектов.

Я долгое время недолюбливал Shakti, после Mahavishnu Orchestra они казались мне нудными и однообразными. Но переслушав записи группы в зрелом возрасте, я понял – вот где вселенская гармония, и Закир Хуссейн ее жизнеутверждающий ритм.

Мне нравится альбом Джека Брюса A Question of Time (1989), там в одноименной композиции Закир Хуссейн играет на табла. Грандиозная вещь сама по себе, и он там мастерски подчеркивает побочную тему, точно попадая в ее настроение.

В фильме «Маленький Будда» звучит великолепная музыка Сакамото, а все партии перкуссии исполняет Закир Хуссейн, он же сделал аранжировки для нескольких тем.

В 2012 году я был на концерте Remember Shakti в «Крокусе». Когда играют виртуозы, это уже производит впечатление. Когда на сцене Маклафлин, все внимание приковывается к нему. Но я наблюдал и за Хуссейном. Он был позитивен, просветлен, играл с явным удовольствием. Во всех композициях следовал за темой, за исключением двух вещей, где он сыграл сольные импровизации. И никаких попыток тянуть на себя, показушничать техникой. RIP, музыкант.

Концерт Remember Shakti, слева направо: Закир Хуссейн, Уппалапу Шринивас, Джон Маклафлин, Сельваганеш Винаякрам. «Крокус Сити Холл», 1 июля 2012 г.
Концерт Remember Shakti, слева направо: Закир Хуссейн, Уппалапу Шринивас, Джон Маклафлин, Сельваганеш Винаякрам. «Крокус Сити Холл», 1 июля 2012 г.
Закир Хуссейн и Джон Маклафлин после концерта.
Закир Хуссейн и Джон Маклафлин после концерта.