Один из самых известных романов XX столетия, написанный британской писательницей Вирджинией Вулф в 1925 году. Автор определила произведение как «модернистский роман».
Интересно, что при написании автор применила технику потока сознания, инновационно стирая грани между прямой и косвенной речью, прошлым и настоящим, воспоминаниями, реальностью, фантазиями.
Поток сознания в литературе – художественный приём, описывающий душевную жизнь героя. Переживания, воспоминания, внезапные мысли фиксируются без какой-либо логической взаимосвязи, чаще – по принципу ассоциаций: зрительных, обонятельных, звуковых. Для потока сознания характерна видоизмененная пунктуация, либо её полное отсутствие.
О чём роман
События книги происходят в течение одного лондонского дня 1923 года. Главная героиня романа – Кларисса Дэлоуэй. Рано утром она отправляется за цветами для предстоящего вечернего приёма, который Кларисса устраивает в своём доме вместе с мужем Ричардом. Женщина непрерывно рассуждает о том, как было бы хорошо в свои 50 отмотать жизнь назад и исправить ошибки прошлого (да и ошибки это были?), а то и выглядеть по-иному. Более загорелой, что ли.
Всего, что творится в голове Клариссы, и не передать. Это похоже на хаотичное движение пчёл в улье, мысль отталкивается от одной стенки и стремглав мчит к противоположной, но в процессе сталкивается с другой мыслью, и уже новое воспоминание терзает Клариссу, пока она не отвлекается на проезжающую мимо машину с, вероятно, королевской особой внутри.
Эту машину замечают и другие прохожие, хорошо знакомые Клариссе, и вот первенство повествования перескакивает уже к этим людям, и так оно и будет продолжать скакать на протяжении всей книги.
Первенство мысли переходит на Лукрецию, размышляющую о дальнейших перспективах их с Септимусом совместной жизни. Септимус вернулся с Первой Мировой войны, заработав там посттравматическое стрессовое расстройство, галлюцинации и нежелание жить дальше.
После будут транслироваться мысли Питера Уэлша, в прошлом возлюбленного Клариссы. А потом снова мысли Кларисы возобладают над сюжетом, и так далее.
Привязанности Клариссы
- Кларисса была близка с подругой Салли Сетон. «Совершенно бескорыстное чувство, и оно может связывать только женщин, только едва ставших взрослыми женщин». Салли увлекалась идеями социализма, именно она познакомила Клариссу с феминизмом. Салли в дальнейшем перестала бороться и родила пятерых детей, Клариссу же продолжали одолевать мысли о положении женщины в обществе, о необходимости сопротивляться и о том, правильно ли она сделала, отказавшись выйти замуж за главную любовь её жизни (опять же, не в последнюю очередь из-за размышлений о положении женщины в браке с таким непростым мужчиной).
- Питер Уолш – несбывшийся муж Клариссы, получивший отказ и с трудом переживший разрыв с ней. Бесподобно прекрасно описаны душевные метания героя, его неловкость в общении с Клариссой, их взаимные сомнения в правильности жизни друг без друга.
…она сидела, трепля его по коленке, и было ей удивительно с ним хорошо и легко, и мелькнуло: «Если б я пошла за него, эта радость была бы всегда моя».
– цитата из книги Вирджинии Вулф «Миссис Дэлоуэй»
- Ричард Дэллоуэй – муж Клариссы, её «опора». Благодаря его стараниям в парламенте жена и дочь живут более чем безбедно. Ричард не вмешивается в дела жены, и это взаимно. До мозга костей джентльмен, он не может решиться признаться жене в любви, надеясь, что она и так это ощущает.
Прототипы «Миссис Дэлоуэй»
В 1909 году Вирджиния Вулф встретила аристократку леди Оттолайн Моррелл. Она была покровительницей искусств, а после присоединения к элитарному кружку Блумсбери настолько повлияла на его членов своей внешностью и образом жизни, что члены кружка вскоре стали посещать дом Оттолайн, в числе гостей был и Уинстон Черчилль.
В честь усадьбы Оттолайн Вирджиния Вулф назвала своё произведение «гарсингтонским романом», а Кларисса Дэлоуэй увековечила образ леди Оттолайн Моррелл.
Вулф наделила Клариссу чувством неудовлетворённости от положения женщины в обществе, а также размышлениями о несправедливо доминирующем положении мужчин. Схожие чувства испытывала сама писательница.
В образе ветерана Септимуса Вирджиния Вулф выразила переживания по поводу собственных проблем с психикой. На момент написания романа писательница четырежды пыталась завершить жизненный путь, и врачи не могли её вылечить.
Мои впечатления от прочтения
Знаете, эта книга, как ни странно, напомнила мне произведение Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Помнится, книга произвела на меня сильное впечатление, поразив техникой повествования, душевностью и характером главного героя.
Так же меня поразила и книга о миссис Дэлоуэй. Это настолько высокий уровень мастерства! Кларисса предстает нежной, цветочной, элегантной, её легко полюбить. Вирджиния Вулф в момент покупки Клариссой цветов описывает лондонскую суету, и описывает замысловато, детально, щедро. Похоже на внезапно ожившую картину великого художника. Темп повествования задаётся Биг Бэном, ход которого слышат по очереди все главные герои повествования.
В процессе чтения захотелось выписать некоторые эпитеты, словообороты, целые предложения, поражающие красотой! Такого погружающего чтения я не ожидала, но и не могу сказать, что страницы переворачивались с лёгкостью: нет, чтение потребовало массу усилий и предельной концентрации внимания. Это было моим первым знакомством с автором. Возможно, ещё прочту её в 2025-м.
Чтобы вы поняли, с чем предстоит иметь дело, посмотрите на эту цитату. Это одно предложение.
Это была ее жизнь, и, склонясь к столику в холле, она будто сразу утешилась и очистилась, и, нагибаясь к блокноту, куда заносилось, кто и с чем звонил, она говорила себе, что такие минуты — почки на дереве жизни, это цветение тьмы (будто только ради ее глаз расцвела сейчас сказочной красоты роза); нет, в Бога она, конечно, совершенно не верила; но тем более, думала она, берясь за блокнот, нужно платить благодарностью слугам, да и собакам, и канарейкам, ну, а главное, мужу, Ричарду, он основа, на которой все это держится — веселые звуки, зеленые отблески и свист кухарки (миссис Уокер была ирландка и свистела на кухне день-деньской), нужно, нужно платить из тайного вклада драгоценных минут, думала она, поднимая блокнот со столика, покуда Люси, стоя рядом, пыталась ей втолковать, объяснить, что:
— Мистер Дэллоуэй, мэм…
– цитата из книги Вирджинии Вулф «Миссис Дэлоуэй»
Если смогли дочитать – осилите и всю книгу! Интересного чтения!
Публикация участвует в марафоне «Классная классика», организованном на канале Библио Графия, и завершает моё участие в нём. 4/4, было интересно!
вот остальные публикации-участники: