Правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала разработанное МВД предложение, позволяющее следователям и дознавателям замораживать банковские счета граждан на срок до десяти дней без судебного постановления.
Ранее инициативу МВД поддержали Минюст, Минцифры, Минфин, Генеральная прокуратура, Следственный комитет, ФСБ, МЧС, Федеральная служба судебных приставов, Росфинмониторинг и Центробанк.
Мнение эксперта Фонда, адвоката Максима Пешкова:
МВД России в рамках реализации пункта 6 раздела I Протокола заседания межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям от 21 октября 2021 года № 47 и поручения Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2023 года № МД-П4-2524разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект).
Законопроектом предлагается дополнить УПК РФ статьей 1152, предусматривающей возможность следователя с согласия руководителя следственного органа, дознавателя с согласия прокурора в случаях,
не терпящих отлагательства, при наличии оснований полагать, что банковские счета (вклад, депозит), электронные денежные средства, авансовые платежи за услуги связи использовались в преступной деятельности путем проведения по ним операций по зачислению денежных средств, увеличению остатка электронных денежных средств или авансовых платежей за услуги связи, по уголовным делам, находящимся в их производстве, принимать решение о приостановлении операций с вышеуказанным имуществом на срок не более 10 суток.
В целом, полагаю, данное изменение можно оценить положительно. В тоже время считаю необходимым отметить следующее.
Право следователя без судебного решения, в случаях не терпящих отлагательства, ограничивать конституционно значимые права граждан на неприкосновенность жилища (ч.5 ст. 165 УПК), на личную неприкосновенность (ст.90-91 УПК) содержится в уголовно-процессуальном законе с момента его принятия и неоднократно проверялось Конституционным Судом на соответствие Конституции РФ.
Учитывая насколько глубоко безналичные переводы и онлайн банкинг вошел в нашу жизнь, логично предположить, что у органов предварительного следствия должны быть современные и эффективные инструменты, позволяющие следователю или дознавателю незамедлительно (фактически в случаях,не терпящих отлагательства) приостановить операции по счетам на срок до 10-ти суток.
Мною и Фондом поддержки пострадавших от преступлений на протяжении многих лет отмечалось, что мошенники при совершении преступлений с использованием телефона, интернета и других средств связи (дистанционного мошенничества), используют явные недостатки в работе подразделений МВД России, такие как время реагирования на сообщение о совершении дистанционного мошенничества и определение подследственности данных дел.
С учетом того, что деньги мошенническим способом могли быть похищены в г. Москве переведены на банковский счет (контролируемый мошенниками) в г. Хабаровск, а обналичены в г. Калининград. При таких обстоятельствах, как показывает практика, у мошенника имеется от 30 дней для сокрытия следов преступления и легализации похищенного имущества.
Замысел законодателя выглядит разумным, что, следователь, приняв заявление о преступлении, и возбудив уголовное дело,будет иметь возможность незамедлительно приостановить операции по конкретному счету, находящемуся под контролем мошенников, а затем в течении 10-ти дней принять решение об аресте находящихся на нем средств в соответствии со ст. 115 УПК РФ.
Вместе с тем, абсолютно непонятным представляется желание законодателя распространить данное нововведение только на стадию возбуждения дела, а не на стадию проверки сообщения о преступлении.
Институт процессуальной проверки сообщения о преступлении конструктивно развивался все время существования УПК и на настоящий момент закон позволяет следователю на стадии проверки сообщения о преступлении: получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Именно на стадии проверки сообщения о преступлении следователь вправе и должен принимать неотложные проверочные (процессуальные) к которым можно отнести и право о приостановлении операций по вкладам (счетам).
Также важно отметить, что эффективность предлагаемых изменений напрямую зависит от правоприменительной практики, сложившейся на местах. В случаях, если по-прежнему мы будем сталкиваться с пересылками материалов проверки из одного подразделения полиции в другое (на протяжении 6 месяцев и более), а меры прокурорского реагирования на данные действия не будут эффективными, то любые, даже самые логичные и своевременные изменения в нашем законодательстве, будут бесполезны.
ФПП.