Советское кино — это не просто жанр или временная категория. Это целый мир, наполненный драмами, комедиями, приключениями и даже фантастикой. От эпохальных картин Сергея Эйзенштейна до народных комедий Леонида Гайдая – каждая из этих работ заслуживает особого внимания. Режиссёры, сценаристы, актёры, художники – все они трудились, чтобы подарить нам настоящее искусство.
История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая
21 июня 1971 года зрители впервые увидели на экранах кинокомедию «12 стульев», снятую режиссёром Леонидом Гайдаем. Этот фильм, основанный на одноимённом романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написанном в 1927 году и впервые опубликованном в 1928 году, стал настоящим хитом. За 1971 год лента собрала у экранов 39,3 миллиона зрителей, а её успех способствовал тому, что оригинальный роман превратился в культовое произведение. Несмотря на то, что сюжет фильма был адаптирован и упрощён по сравнению с книгой, зрительская любовь к этой экранизации не знала границ.
Для Леонида Гайдая перенос знаменитого романа на экран был заветной мечтой. Однако начало работы над фильмом долго откладывалось по различным причинам. Сначала оказалось, что Михаил Швейцер уже приступил к созданию фильма «Золотой телёнок», основанного на другом произведении Ильфа и Петрова. Затем на пути режиссёра возник ещё один препятствующий фактор: Георгий Данелия решил снять свою версию «Двенадцати стульев». Однако судьба распорядилась иначе – Данелия, потеряв интерес к проекту, передал права на съёмки своему другу Гайдаю. Его решение сопровождалось словами, что без вдохновения и задора создавать такой фильм – недопустимо.
Но даже после получения права на съёмки перед Гайдаем встали новые препятствия. Представленный им сценарий вызвал сомнения у руководства. «Сценарий выглядит монотонным, эпизоды однотипны. Не хватает остроты и социальной сатиры», – отмечалось в протоколе обсуждения. Руководство настаивало на переработке сценария, добавлении злободневных и насмешливых акцентов. Однако Леонид Иович воспринял критику спокойно, радуясь, что проект наконец-то получил зелёный свет.
Поиски Остапа Бендера
Выбор актёра на роль Остапа Бендера стал одной из самых обсуждаемых тем на «Мосфильме». Более двухсот актёров подали заявки на участие, среди них такие звёзды, как Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Алексей Баталов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев и Никита Михалков. Даже певец Муслим Магомаев решил попробовать свои силы, но вскоре отказался, посчитав, что не обладает достаточными актёрскими данными. Михаил Козаков прошёл пробы с эпизодом шахматного поединка в Васюках и понравился режиссёру, но через несколько дней Гайдай сообщил, что выбрал другого кандидата.
Съёмки начались с Владимиром Высоцким, но неожиданно он перестал появляться на площадке, уйдя в запой. Разочарованный Гайдай решил больше не работать с Высоцким, считая его ненадёжным. Вторую попытку съёмок он предпринял с Александром Белявским. Однако и тут возникли сложности: образ, созданный Белявским, казался слишком правильным и скучным, не соответствующим характеру великого комбинатора.
Переломный моент наступил, когда Гайдай узнал о провинциальном театре, где Арчил Гомиашвили играл Остапа Бендера в спектакле «Золотой телёнок». Молодой актёр впечатлил режиссёра, и роль досталась ему. Это решение вызвало неодобрение начальства, считавшего выбор неоправданным. «Почему Бендер у вас грузин?» – спрашивали у Гайдая. – «А почему бы его матери не быть грузинкой, если отец – турецкоподданный?» – отвечал режиссёр. Голос героя, однако, принадлежал Юрию Саранцеву, так как Гайдая смущал грузинский акцент Гомиашвили. Этот факт стал причиной конфликта между режиссёром и актёром, который на долгие годы прекратил их общение.
Сергей Филиппов в роли Кисы Воробьянинова
На роль Кисы Воробьянинова пробовались такие звёзды, как Ростислав Плятт, Анатолий Папанов и даже Юрий Никулин. Но Гайдай выбрал Сергея Филиппова, несмотря на его непростую репутацию. Филиппов, лишённый работы в театре, смог блестяще справиться с задачей. Даже серьёзная операция по удалению опухоли мозга не помешала ему завершить съёмки.
Посмотрите и другие тесты на канале «Назад в СССР»:
Наталья Крачковская и другие актёры
Наталья Крачковская получила роль мадам Грицацуевой благодаря счастливой случайности. Изначально Гайдай рассматривал Нонну Мордюкову и Галину Волчек, но увидев Крачковскую, понял, что нашёл идеальный образ. Наталья Варлей, участвовавшая в пробах на роль Лизы, была утверждена после того, как режиссёр увидел её в белом парике.
Стулья как герои фильма
Интересно, что ключевые «персонажи» фильма – стулья – оказались настоящей головной болью для съёмочной группы. В Москве не нашлось подходящих раритетных предметов мебели, поэтому их заказали за границей. После завершения съёмок четыре стула были выкуплены режиссёром и заняли место в его кабинете.
Участие Леонида Гайдая
Леонид Гайдай также оставил свой след в фильме, сыграв архивариуса Варфоломея Коробейникова. Кроме того, его ноги снялись в эпизоде, где герои Филиппова и Пуговкина лягаются за стул. Этот небольшой штрих стал символом тщательной проработки деталей, которая сделала фильм шедевром.
Другие «Двенадцати стульев»
Через пять лет после премьеры фильма Гайдая, зрители увидели новую экранизацию «Двенадцати стульев», на этот раз в музыкальном формате, созданную режиссёром Марком Захаровым. Этот вариант, воспринятый Леонидом Гайдаем и Арчилом Гомиашвили как «опереточный фарс» и даже «уголовное преступление», вызвал жаркие дискуссии. Тем не менее, Захаров задействовал десять актёров из предыдущей версии, включая Савелия Крамарова, Георгия Вицина, Эдуарда Бредуна, Юрия Медведева, Павла Винника, Григория Шпигеля, Анатолия Калабухина, Анатолия Обухова, Вячеслава Войнаровского и Владимира Ферапонтова.
Интересный факт: в фильме Гайдая изначально планировалось, чтобы Остап Бендер пел. Однако песню «Полосатая жизнь» после просмотра на худсовете решили исключить, усмотрев в ней нежелательные намёки на существование чёрных полос в жизни советского человека. Лично министр культуры Екатерина Фурцева настояла на этом, заявив: «Достаточно, что советский народ уже поёт „А нам всё равно“!» Интересно, что вокальную часть за Арчила Гомиашвили записал Валерий Золотухин, который впоследствии исполнял эту песню на киноконцертах.
Захарову, в отличие от Гайдая, с музыкальным сопровождением повезло больше. Споры о том, чья экранизация лучше, продолжаются и по сей день. Каждый вариант нашёл своих поклонников, ведь оба режиссёра подарили зрителям яркие интерпретации знаменитой истории, а образ Остапа Бендера, сыгранный разными актёрами, завоевал сердца множества зрителей.
Тест
Вспомните, как на экране оживали образы, ставшие иконами – Остап Бендер из «Двенадцати стульев», Ипполит из «Иронии судьбы» или Штирлиц из «Семнадцати мгновений весны». Каждого из этих героев мы помним до мельчайших деталей, ведь они стали частью нашей культуры. Но что мы действительно знаем о фильмах, которые создавали эти легенды?
Но насколько вы внимательны, когда смотрите эти шедевры? Замечаете ли мелкие детали, которыми наполнены эти фильмы? А может, вы любите разгадывать скрытые смыслы или искать кинокурьёзы? Ведь советское кино, как и любое искусство, полно секретов, которые открываются лишь самым пытливым зрителям.
Вы внимательный зритель? 20 вопросов о советском кино. ✔️Не видите тест, откройте ссылку ниже! ⬇️
Всем Добра и Хорошего Настроения! 😊