Лейтенант Старновский. Читать бесплатно.
"Вопрос о том, откуда взялись башни от морских орудий в лесах Белоруссии..."
(с) Е. Читинский
Начало первой книги ЗДЕСЬ. "Лейтенант Старновский" кн.1
Начало второй книги ЗДЕСЬ. "Бои на "Линии Сталина". Лейтенант Старновский кн.2
Начало третьей книги ЗДЕСЬ. "Бои на Полоцком УРе. Лейтенант Старновский" кн.3
Предыдущая глава ТУТ . Гл.7
Глава 8. Полоцкий УР 07. 07. 41. Башни линкора в лесах Белоруссии
Прототипом ДОТа № 29 Полоцкого укрепрайона послужил реальный ДОТ № 29, сделанный из башни 6-дюймовых орудий (152 мм) линкора (до 1907-го года эскадренного броненосца). Всего на «Линии Сталина» таких ДОТов, имеющих официальное название «бронированная огневая точка» (БРОН), было 2 штуки. Один на Полоцком УРе (БРОН №29) и один на Мозырском УРе (БРОН №165). Оба УРа находились в Белорусском особом военном округе. В официальных документах они проходили как «бронеколпаки».
К сожалению, эти ДОТы были разрушены немцами в 1942-м году, так что сейчас невозможно сказать, как они выглядели.
Вопрос о том, откуда взялись башни от морских орудий в лесах Белоруссии, остается открытым на момент написания этой книги (сейчас, когда я пишу эти строки, часы на компьютере показывают 19 часов 09 минут 10-го декабря 2024-го года).
Но, так как автор по первому образованию (высшему очному) историк, по второму (высшему заочному) следователь, по специальному образованию Военный Контрразведчик, то мною было проведено небольшое историческое интернет-расследование, в котором методом исключения был установлен наиболее правдоподобный вариант происхождения этих башен.
Известно, что диаметр посадочного места бронеколпака составляет 4,9 метра, а сохранившаяся часть шахты бронеколпака имеет диаметр 3 метра.
Под это описание подошла башня производства Обуховского завода на два шестидюймовых (152-мм) орудия эскадренных броненосцев типа «Полтава» и эскадренного броненосца «Ростислав».
Они имели диаметр башни по внешней кромке 4 902 мм (т. е. совпадение с диаметром 4,9 м полное).
Методом исключения убираем три броненосца серии «Полтава», а именно:
- «Петропавловск» (взорвался на мине и погиб вместе с адмиралом С. О. Макаровым).
- «Полтава». 22. 11. 1904 года затонула в гавани Порт-Артура. После русско-японской войны 1904-1905 годов была поднята японцами, причем все орудийные башни были взорваны русскими моряками, и поэтому японцы на этот броненосец потом ставили уже свою артиллерию. Так что и тут башни вычеркиваются из списка).
- «Севастополь». 19. 12. 1904 года затоплен в бухте Белый Волк на глубине 50-ти метров (кстати, его можно поднять, сделать памятником по типу крейсера «Аврора» и поставить во Владивостоке в память о русско-японской войне как о броненосце, который бился до конца и в плен не сдался).
Остается эскадренный броненосец «Ростислав». Его белогвардейцы перед отступлением из Крыма в ноябре 1920-го года затопили в Керченском проливе, но на небольшой глубине, так что верхняя часть корабля находилась над водой. Вот с него-то артиллерийское вооружение и было снято красными. Так что остается только этот вариант с башнями 6-дюймовых (152-мм) орудий.
Оговоримся, это просто версия. По мнению автора, самая правдоподобная. Именно поэтому литературный ДОТ № 29 похож на башню шестидюймовых орудий эскадренного броненосца «Ростислав». Для общего понимания — эти башни имели вертикальное бронирование 127 мм, бронирование крыши составляло 50,8 мм.
И есть вот такой вот маленький нюанс в описании оставшегося фрагмента разрушений бронеколпака (верхняя часть которого была срезана немцами на металлолом): говорится про то, что сзади эта башня имела бетонную стенку, которая прикрывала вход в «бронеДОТ»* с тыла (*термин, который автор дал этим двум уникальным ДОТам). Возможно, это была некая «прихожка» или «тамбур» перед входом в башню. От этой стенки остался только фрагмент нижней части, на которой имелись выбоины в бетоне от немецкой полевой пушки калибра 75-мм, что свидетельствует об яростном штурме этого ДОТа, который сражался до последнего, уже будучи полностью окруженным немцами. А возможно, что какая-то часть «бронеДОТа» была обложена для усиления защиты бетоном. По крайней мере, осколки бетона до наших дней не дошли (если они были).
Эта тема еще ждет своих исследователей и их новых открытий.
Литературный ДОТ имеет только бетонный тамбур с решетчатой дверью.
Достоверно известно, что данный «бронеДОТ» относился к классу «М-1», а это значит, что такой ДОТ мог выдерживать попадания снарядов калибром от 155-мм орудий до 203-мм гаубиц. Это косвенно подтверждается тем, что в открытом бою «бронеДОТ» так и не был уничтожен, именно поэтому немцам пришлось штурмовать сзади его дверь.
Данный ДОТ имел два этажа. В верхней части располагался боевой отсек, в котором находились 4 станковых пулемета «Максим» и 2 ручных пулемета ДП-27. В подземной части ДОТа размещалось жилое помещение, над которым располагались противохимический тамбур и склад боеприпасов.
ДОТы такого класса обычно имели гарнизон численностью 18 человек. Комендантами таких крупных ДОТов были лейтенанты или младшие лейтенанты (если в сокращенных артпульбатах была такая возможность). Более мелкими ДОТами командовали сержанты.
ДОТ № 29 (БРОН № 29) был также снабжен радиостанцией, проводной телефонной связью, фильтро-вентиляционной установкой, водяной системой охлаждения пулемётов (посредством шлангов и помпы), а пост коменданта ДОТа имел перископ.
Этот уникальный ДОТ был построен в 1931-м году. Кстати, внимание автора к этому уникальному ДОТу привлек Сергей Березовский, за что автор выражает ему особую благодарность!
Такой мощный ДОТ благодаря своей округлой конфигурации мог вести круговую оборону. Поэтому он не случайно занимал одну из важнейших позиций. Своим огнем ДОТ №29 прикрывал железную дорогу Рига-Полоцк и автомобильную дорогу Верхнедвинск-Залесье-Полоцк в том районе, где они сходились и шли рядом параллельно друг другу. Здесь же находился железнодорожный переезд, который соединял старый Екатерининский тракт с дорогой Верхнедвинск-Полоцк.
Сама же позиция «бронеДОТа» была усилена эскарпированием (срезанием) склонов возвышенностей с запада, а с севера противотанковым рвом, что существенно ограничивало возможности танковых атак с этих сторон. Впрочем, как и с юга, где проходила высокая железнодорожная насыпь. Кроме того, заболоченная местность и сужающиеся проходы (дефиле) между труднодоступными местами тоже затрудняли лобовую атаку.
Еще одним фактом значимости позиции «бронеДОТа» является то, что он прикрывал наблюдательный пункт (БРОН НП №36) в виде бронеколпака №36 командира батальонного района обороны «А» Полоцкого укрепрайона. Этот бронированный НП располагался на господствующей высоте, откуда вся местность просматривалась в радиусе до 5-ти километров.
На трассе Верхнедвинск-Полоцк, на отвороте в сторону Залесья, то есть перед «бронеДОТом», но на другой стороне железной дороги и автомобильной дороги, располагались также ДОТы №31 (4-х амбразурный, 2-ух этажный), №32 (3-х амбразурный), №37 (наблюдательный пункт, или артиллерийский наблюдательный пункт).
Чуть сзади находился ДОТ № 36 (3-х амбразурный, где также находился командный пункт).
Еще дальше в тылу находился ДОТ № 42 (3-х амбразурный, 2-ух этажный).
Они располагались южнее железной дороги, т. е. «по ту сторону» от «бронеДОТа».
На стороне, где стоял «бронеДОТ», то есть севернее железной дороги, располагался ДОТ № 28 тип М-1 (т. е. 3-х амбразурный, 2-ух этажный).
В тылу ДОТов № 29 и № 28 располагались заранее оборудованные артиллерийские позиции, которые в свое время заняли одна или две батареи 598-го легкого артиллерийского полка, на вооружении которого находились старые 76-мм пушки образца 1902/30 года** (**по штату в артиллерийском полку полагалось иметь 24 орудия. Из них 16 пушек калибра 76 мм и 8 гаубиц 122 мм).
Эти ДОТы образовывали батальонный район обороны «А» (БРО «А»).
Причем ДОТы под номерами 28, 29, 32, 33 и ДОТ №37, выполняющий роль артиллерийского наблюдательного пункта (АНП № 37), находились на гряде холмов и образовывали основную линию обороны, а все остальные ДОТы создавали глубину этой обороны и прикрывали подступы к ним.
Все ДОТы были вписаны в ландшафт таким образом, что они или занимали господствующие высоты или перекрывали своим огнем все дефиле (проходы) между болотами, озерами и другими труднодоступными участками местности. А там, где танки могли пройти по полям и пологим холмам, выкапывались противотанковые рвы и срезались стороны холмов таким образом, чтобы танк, поднимаясь по холму, затем резко упирался в этот срез, как в отвесную стену (это называется эскарп).
Кроме того, на самом танкоопасном направлении со стороны Екатерининского тракта, шедшего вдоль «бронеДОТа» № 29 и соседнего ДОТа № 28, чуть в стороне был артиллерийский ДОТ № 70 с вмонтированной в него башней танка Т-26 с пушкой калибра 45мм, и обозначался этот ДОТ как ПТОТ № 70 (противотанковая огневая точка).
Ну и существенным довеском к этой обороне шли заранее подготовленные артиллерийские позиции, которые волею случая заняли одна или две батареи 598-го легкого артиллерийского полка 174-ой стрелковой дивизии.
Кроме того, батальонный район обороны «А» прикрывал 390-ый гаубичный полк, расположенный возле станции Боровуха-1.
Уловили самый больной вопрос для тех, кто вопил, что укрепрайоны в 1941-м году устарели, что немецкая «передовая мысль» в виде штурмовых групп будет окружать ДОТы, а 88-мм зенитки прямой наводкой крошить пулеметные ДОТы?
Целый гаубичный артполк, плюс пара батарей дивизионной артиллерии прикрывает всего несколько ДОТов, и как теперь «передовой мысли» подойти на расстояние прямой наводки зениток? Их же сшибут наши пушки! Еще Кадровой армии. Заметьте!
А как штурмовым отрядам маневрировать, обходить, обтекать? Их же того, пушками… Ах да, еще там есть досадная мелочь для штурмовых отрядов в виде рядов окопов между ДОТами и перед ними, и какой-то там «отсталой мысли» в виде «полевого заполнения». Окопов с пЯхотой, пулеметными гнездами, ротными минометами, батальонными минометами и полковой артиллерий. И особенно эти, как их там — «ворошиловские стрелки», из-за которых немцам казалось, что у русских кругом одни снайперы!
А сзади ДОТов еще более «отсталая мысль» в виде целого гаубичного артполка…
Ну и клиповики же эти крикуны, ох и клиповики! А как кричали до 2022-го года, как кричали, что укрепрайоны устарели… С 30-х годов XX века прошло 90 лет, ан нет, не устарели. А ведь Евгений Читинский им писал, разъяснял, метал бисер перед… ними.
Где они сейчас, их нет…
Их испарил ветер Истории. Современной Истории. Истории СВО…
Плюс тактика. Плюс стратегия.
Плюс Полевые Уставы 1936-го года (глава 8-ая, «Оборона») и 1939-го года (глава 10-ая «Оборона»)…
Плюс три укрепрайона, которые в 1941-м году штурмом взяты не были.
Полоцкий УР.
Киевский УР.
Карельский УР.
Вывод:
Учите Историю, ведь она имеет свойство повторяться!
Продолжение ЗДЕСЬ. Глава 9 "Братский немецкий рабочий класс"
Спасибо читателям, которые прислали донаты за уже прочитанную 2-ю книгу «Лейтенанта Старновского», и которые таким образом оценили труд автора.
Ниже приведен список читателей, которые задонатили за последнее время (список составлен по очередности поступления донатов в СМС-сообщениях).
Полный список приведен в 102-ой (заключительной) главе 2-ой книги «Бои на «Линии Сталина». Лейтенант Старновский». Там же в закрепленном комментарии есть номер моей карты, для тех, кому эта книга понравилась.
Это список читателей постоянно пополняется и будет увековечен в данном произведении в 102-ой главе..
- Константин Т. – 275 руб. без СМС-ки. 10.12.24г.
- Сергей В. – 500 руб. «Творческий успехов» 11.12.24г.
- Юрий С. – 500 руб. «Спасибо за Бои на линии Сталина» 11.12.24г.