Найти в Дзене
Николай Азаров

Как Азаров и Германчук налоги в Украине снижали

Мне вспомнился эпизод, когда в 1994 г. по моей инициативе в Верховной Раде был создан комитет по вопросам бюджета, до этого его не было. И мы в один из вечеров с тогдашним Министром финансов Петром Кузьмовичем Германчуком, ныне покойным, но был опытнейший специалист в области финансов, сидели обсуждали, как же нам выходить из ситуации, когда очень серьезные, большие, прямо гнетущие налоги были в Украине. Среди них был так называемый Чернобыльский налог, который составлял 28% по своей величине, и он, откровенно говоря, «раздевал» наши предприятия. Он мне говорит: «эта популистская Верховная Рада не примет закон об отмене этого налога. И что же мы будем делать?». А еще Налоговой службы тогда еще не существовало. Существовали при областных финансовых управлениях налоговые отделения, и они подчинялись Министру финансов. «Но чтобы избежать единоличной сильной ответственности, давай мы с тобой вдвоем подпишем письмо, ты как председатель бюджетного комитета, я как Министр финансов и отменим э

Мне вспомнился эпизод, когда в 1994 г. по моей инициативе в Верховной Раде был создан комитет по вопросам бюджета, до этого его не было.

И мы в один из вечеров с тогдашним Министром финансов Петром Кузьмовичем Германчуком, ныне покойным, но был опытнейший специалист в области финансов, сидели обсуждали, как же нам выходить из ситуации, когда очень серьезные, большие, прямо гнетущие налоги были в Украине.

Среди них был так называемый Чернобыльский налог, который составлял 28% по своей величине, и он, откровенно говоря, «раздевал» наши предприятия.

Он мне говорит: «эта популистская Верховная Рада не примет закон об отмене этого налога. И что же мы будем делать?». А еще Налоговой службы тогда еще не существовало. Существовали при областных финансовых управлениях налоговые отделения, и они подчинялись Министру финансов.

«Но чтобы избежать единоличной сильной ответственности, давай мы с тобой вдвоем подпишем письмо, ты как председатель бюджетного комитета, я как Министр финансов и отменим этот налог». Я поколебался-поколебался и решил: давай подпишем.

В 1994 г. мы подписали это письмо, оно отправилось в областные управления и перестали собирать Чернобыльский налог. Экономика вздохнула, потому что это был огромный налог.

И после этого моя линия была на снижение абсолютной величины налогов, но на улучшение собираемости. Я когда собирал этих бизнесменов, я говорил: «мне все понятно, что вы хотите как можно меньше платить, но тогда мы вынуждены будем увеличивать налоги, а я не хочу этого делать. Мы готовы снижать налоги, но при одном условии: что вы будете их платить».

Разумеется, дело сдвинулось не одними только уговорами. Мы разработали очень серьезную схему администрирования и постепенно приучали наш бизнес платить налоги. И добились этого. Когда мы принимали новый кодекс, мы уменьшили налог на прибыль до 18%, НДС до 25%, а потом и вовсе до 20%. И так далее. Подоходный налог уменьшили с 35% до 13%. И, вместе с тем, вы не представляете, какие были возмущения среди чиновников.

Я помню мэр Киева ходил, гремел, кулаками размахивал: вот, вы оставите мой бюджет ни с чем, потому что подоходный налог в то время зачислялся практически полностью в местные бюджеты. Вы оставите местные бюджеты без денег. Что вы творите, вы безответственные и т.д. Я говорю: «я ж министр финансов, дядя, я ж отвечаю за то, чтобы у тебя деньги были. Если ты останешься без денег, значит, я должен буду находить деньги для тебя. Ты считаешь, что я идиот, который принимает такие решения, в результате которых бюджет останется без денег? Нет! Давай с тобой спорить на что угодно, что с начала года ты не потеряешь ни одной копейки, а, наоборот, по году прибавишь».

И вот мы с ним поспорили. И на самом деле так и произошло, потому что пониженную ставку стали платить. Не платишь – получаешь огромные штрафы, тюрьма и т.д. И стали платить. Киевский мэр оказался в прибыли.

Как мы этого добились?

Например, подоходный налог составляет 35%, но его платят 10-20% предприятий. Ты его снижаешь до 13%, но зато платить должны 80% предприятий. А чтобы улучшать собираемость, должна быть не только очень хорошая квалификация тех, кто собирает, но еще и стимул. А стимул очень простой – не заплатил налог, выявили, значит, заплатишь в 10 раз больше в виде штрафа, а еще можно и в тюрьму сесть. Так, что лучше, заплатить небольшой налог или рисковать? А вообще серьезная большая работа всегда приводит к улучшениям.

Все, что я рассказываю, это не я выдумал. Это все известно в налоговой теории. Все это очень хорошо разработано. Но чтобы это применять, надо, во-первых, очень хорошо знать теорию, а во-вторых, знать практику.

К большому сожалению, те, кто сейчас работают в Украине, они ни теории не знают, ни практики, и умеют только одно – заниматься воровством государственных денег.