Найти в Дзене
Pleska-info.by

Золушка и шведские ценности

«Это очень шведская Золушка, – предупреждает Лана. – Никаких фей». Золушка без фей мне, пожалуй, нравится даже больше, чем с ними. Феи, я считаю, для слабаков, настоящие Золушки творят сказку собственными руками. И, конечно, с помощью сочувствующих друзей. Кто мы без друзей? Итак, в королевском оперном театре Стокгольма Золушка (Луиза Лопес) – беженка. Она приплыла в Швецию морем, потеряв семью по дороге. Показывает фото своей семьи, сохранившееся в кулоне в форме сердца (запомните этот кулон, он еще сыграет свою роль в этой истории) двум бравым шведским полицейским, – чувствительным парням (да, вы правильно подумали) с закрученными усами. Пока они думают, как помочь бедной девочке, откуда ни возьмись появляется Директриса детского дома (Десислава Стоева) и тыча полицейским в лицо каким-то длинным постановлением, забирает беженку к себе. Быть этого, конечно, не может: в Швеции нет детских домов. Но это же сказка! И налет Диккенса ощущается: другие дети беженку Золушку игнорируют, приг

«Это очень шведская Золушка, – предупреждает Лана. – Никаких фей». Золушка без фей мне, пожалуй, нравится даже больше, чем с ними. Феи, я считаю, для слабаков, настоящие Золушки творят сказку собственными руками. И, конечно, с помощью сочувствующих друзей. Кто мы без друзей?

Итак, в королевском оперном театре Стокгольма Золушка (Луиза Лопес) – беженка. Она приплыла в Швецию морем, потеряв семью по дороге. Показывает фото своей семьи, сохранившееся в кулоне в форме сердца (запомните этот кулон, он еще сыграет свою роль в этой истории) двум бравым шведским полицейским, – чувствительным парням (да, вы правильно подумали) с закрученными усами. Пока они думают, как помочь бедной девочке, откуда ни возьмись появляется Директриса детского дома (Десислава Стоева) и тыча полицейским в лицо каким-то длинным постановлением, забирает беженку к себе. Быть этого, конечно, не может: в Швеции нет детских домов. Но это же сказка! И налет Диккенса ощущается: другие дети беженку Золушку игнорируют, приглашение на бал в честь дня рождения Принца ей не достается. Чтобы скрасить свои тоскливые будни, она метет полы, помогает на кухне и в прачечной. Все, конечно, добровольно: это же Швеция (даже если напоминает работные дома в Англии, описанные Диккенсом): никто не может никого заставлять. Да, вы не ослышались: даже в семье никто не имеет права ребенка заставлять. Только убеждать.

-2

В детском доме примеряют наряды к балу. Насчет нарядов нужно сказать особо. Костюмы к спектаклю создал Кристиан Лакруа, и они великолепны. Пиршество для глаз. Немного отсылки к безумной Вселенной Тима Бёртона (это сейчас модно), немного намеков по ходу действия: черно-белое здесь, блестящее там, разноцветное повсюду.

-3

Все дети уехали на бал вместе с Директрисой, Золушка осталась одна. Чистый буллинг, конечно, но она не знает, кому жаловаться, а только плачет. И вот тут оказывается, что добрые дела не остаются безнаказанными. Хотя, конечно, делаем мы их не ради будущей награды (в большинстве случаев ее не бывает: это же реальная жизнь, а не какие-то там сказки), а по велению сердца. В сказках за добрые дела можно получить награду. И к Золушке приходят люди, которым она помогала: уборщики, прачка и повариха. Они вдруг – волшебство! – превращаются во Времена года (вот где буйство красок и прекрасный мужчина в пачке!), дарят Золушке платье и туфли и снаряжают на бал. Никакой кареты, тыквы и мышей: мотор от пылесоса, труба от печки и прочие двигатели от нужных в хозяйстве устройств.

-4

На балу все хотят Принца (Дмитрий Загребин), вьются вокруг него и это, конечно, странно для такой страны как Швеция с ее победившей, кажется идеей равенства полов (туалеты общие, в том числе в Оперном театре, а женщины выходят на пенсию позже мужчин). Принц скучает: наверное, устал, что его все добиваются. И тут, среди цветов и метелей (главное – правильно обставить первую встречу, и тут Времена года постарались) появляется она – Золушка. Принц (короткие ноги, перекачанные ляжки, прекрасные вращения) сражен. Любовь с первого взгляда, ненависть окружающих дам. Потом полночь, потерянная туфелька и поиски ее владелицы.

-5

Но не только Принц находит свою Принцессу. Опустившийся бомж алкоголик на улице (бомж стайл от Лакруа, да) поглаживает кулон-сердце на груди. Те самые чувствительные полицейские, которых мы видели в начале спектакля, вновь выходят на сцену с бомжом, который, конечно, оказывается потерянным в море отцом беженки Золушки. И благословляет ее брак с Принцем. Полицейские растроганы до слез. Принц и Золушка исполняют танец, призванный символизировать, что жили они долго и счастливо. Кстати, главная музыкальна тема их любви – вальс, самая, пожалуй, красивая тема в этом балете Сергея Прокофьева. Эта тема повторяется несколько раз. А я смотрю и думаю: какая все-таки интересная пропаганда идеи равенства! Алкоголик-бомж и Принц равны и одинаково ценны – так я читаю сцену благословения. И вспоминаю, что будущая шведская королева Виктория замужем за фитнес-тренером.

Интересно смотреть этот спектакль после минской «Золушки» и других постановок, не слишком отходивших от классического либретто. Интересно наблюдать, как балерина, исполняющая Золушку, три раза (!) переобувает пуанты прямо на сцене. Любая балерина вам скажет, что надевание пуант – процесс не самый простой, в некотором роде даже интимный. А тут – прямо на сцене. Интересно анализировать, как хореографы компонуют одну и ту же музыку под свой замысел. Иногда настолько по-разному, что даже не сразу понимаешь, что это одна и та же музыка одного и того же композитора. В этом и есть магия театра: одну и ту же историю можно рассказать очень по-разному, и даже через балет можно транслировать национальные ценности.

-6

Постановщица балета – Тамара Рохо, знаменитая в прошлом балерина, прима Английского национального балета (не оттуда ли диккенсовские темы?), неоднократно танцевавшая в Большом театре России. «Золушка» – ее хореографический дебют. В спектакле нет впечатляющей хореографии (труппа ее, судя по всему, и не потянула бы), кордебалет не слишком хорошо станцован. Но балет – зрелищный и красивый (спасибо Лакруа). Второй раз не пойдешь, но о первом не жалеешь.

Театр красивый, но немного «подуставший», требует ремонта и света (но света в это время года требует вся Швеция, встречающая закат в 14.45). Вода в буфетах бесплатно, а столик в антракт нужно бронировать за несколько месяцев. И не факт, что удастся. Мы бронировали в октябре, но столик нам не достался.

Фото – с официального сайта Королевского оперного театра