Найти в Дзене
XXIIIVEK

Станция "Партизанская": место, где бронзовые партизаны встречают пассажиров

Оглавление

Год открытия: 18 января 1944
Линия: Арбатско-Покровская (синяя, 3)
Глубина заложения: 9 м.
Архитектор: Виленский Б.С., Фишбейн Л.Д., Шагурин Л.Г., Шагурина Л.А.
Скульпторы: Матвей Манизер, Сергей Рабинович
Художники: Александр Гончаров
Материалы: урюпинский белый мрамор, тёмная керамика, бронза, гранит

Вестибюль
Вестибюль

Если бы стены станций метро могли рассказывать истории, «Партизанская» наверняка поведала бы о своих многочисленных переименованиях и грандиозных планах, связанных с её созданием — мощная архитектура, историческая значимость и спортивное прошлое. Но обо всём по порядку — спускаемся в подземелье, где даже мрамор рассказывает истории.

Как «Стадион имени Сталина» стал «Партизанской»

Мало кто знает, но «Партизанская» должна была стать станцией для огромного спортивного комплекса, куда москвичи съезжались бы на футбол, лыжи и прочие физкультурные подвиги. Три пути вместо привычных двух — именно на случай огромного наплыва болельщиков. Но стадион так и не построили.

Станцию всё равно открыли в 1944 году, когда война ещё шла. А в оформлении и духе «Партизанской» уже ощущалась победа.

Она расположилась в районе Измайлово, недалеко от Измайловского парка — одного из крупнейших парков Москвы. С момента открытия в 1944 году станция несколько раз меняла название. Изначально она называлась «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина», затем — «Измайловская» и «Измайловский парк». В 2005 году, в честь 60-летия Победы, станция получила современное название — «Партизанская».

Изображение проекта станции метро "Стадион им.Сталина"
Изображение проекта станции метро "Стадион им.Сталина"

Проектирование станции велось под руководством архитектора Виленского Бориса Соломоновича при участии Льва Фишбейна. Наземный вестибюль разрабатывали Борис Виленский, Лев Григорьев и Лидия Шагурина, а инженерной частью занимался Николай Кабанов. Эти люди создали не просто станцию, а настоящий памятник истории.

Изображение вестибюля станции метро Партизанская
Изображение вестибюля станции метро Партизанская

Архитектурный зал славы

«Партизанская» — как парадный зал для героев. Здесь всё подчинено идее величия и памяти.

  • Колонны и стены — облицованы белоснежным урюпинским мрамором и тёмной керамической плиткой внизу. Контраст добавляет строгости и элегантности.
«Народные мстители» — центральная композиция, где партизаны стоят с оружием.
«Народные мстители» — центральная композиция, где партизаны стоят с оружием.

Два героя, два подвига и одна станция:

  • Скульптуры Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмина — бронзовые фигуры, которые установлены у входов на платформу. Работал над ними скульптор Матвей Манизер — мастер, который вложил в каждую деталь героизм и реалистичность.
Бронзовая фигура - Зоя Космодемьянская
Бронзовая фигура - Зоя Космодемьянская

О героях:

Зоя Космодемьянская — девушка с несгибаемым духом, первая женщина-Герой Советского Союза. В 1941 году она совершила свой подвиг в немецком тылу, не выдав товарищей даже под пытками. Именно она произнесла перед казнью известные слова: «Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас двести миллионов, всех не перевешаете!». Ее статуя на станции словно напоминает: стойкость выше страха, а подвиг вечен.

Матвей Кузьмин — крестьянин, который в 80 лет обманул врага и вывел немцев прямо в советскую засаду. Народный Сусанин Великой Отечественной войны, он пожертвовал собой ради победы. Его бронзовая фигура на станции — символ простой, но несокрушимой мудрости храброго человека.

  • Барельефы на путевых стенах выполнил Сергей Рабинович — строгие, сдержанные, но мощные по смыслу.
Отделка путевых стен станции Партизанская
Отделка путевых стен станции Партизанская

Интересный факт: изначально потолки украшали фрески и светильники (художник Александр Гончаров), но, к сожалению, они до наших дней не сохранились. Остались только ниши, напоминающие о некогда величественном декоре.

Изображение станции метро Партизанская
Изображение станции метро Партизанская

Три пути и пара загадок

Если вы впервые на «Партизанской», наверняка заметите три пути вместо привычных двух. Этот третий путь создавался для поездов, которые должны были доставлять толпы болельщиков на несостоявшийся стадион. Теперь он почти не используется, но выглядит круто и добавляет станции изюминку.

Знаете, кто ещё запутался? Пассажиры. Гуляет байка, что «Партизанская» сбивает новичков с толку — кто-то даже перепрыгивал пути, чтобы успеть на нужную платформу. Не повторяйте таких подвигов — выходы здесь подписаны.

Изображение станции метро Партизанская
Изображение станции метро Партизанская

Станция в данный момент

«Партизанская» — одна из самых загруженных станций московского метро, ежедневно обслуживающая более 50 тысяч пассажиров.

Сегодня «Партизанская» остаётся важным транспортным узлом, сохраняя при этом своё историческое и культурное значение. Её архитектурное оформление привлекает как москвичей, так и гостей столицы, напоминая о героическом прошлом страны.

Зачем сюда приходить?

«Партизанская» — это место, где метро становится историей в камне и бронзе. Здесь всё напоминает о подвиге и мужестве: строгие мраморные колонны, реалистичные скульптуры, барельефы и недосказанные фрески.

Сюда стоит прийти, чтобы почувствовать дух времени, оценить работу мастеров и заглянуть в уголок метро, который сочетает в себе масштаб и память.

«Партизанская» — станция, которая смотрит в прошлое, но живёт в настоящем. Приезжайте и оглянитесь вокруг — герои ждут.

Как добраться:

Станция расположилась на синей линии метро (линия 3) между станциями «Измайловская» и «Семёновская». Выходы со станции ведут к Измайловскому шоссе и Измайловскому парку.