Гранат — растение со съедобными плодами красного цвета, имеющими много зернышек, которые ассоциируются с плодородием и возрождением. Это символ смерти и воскрешения.
Ботаническое название граната (Punica granatum) показывает, что он происходит из римского Карфагена. Из сока граната в древности приготавливали прохладительный напиток:
«А я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблок моих» (Песн 8:2).
Гранат также считается символом супружеской верности.
Символизм граната в античности
Древние египтяне считали гранат символом процветания и честолюбия. В Древней Греции гранат был известен как «плод мертвых» и, как полагают, произошел из крови погибшего Адониса или Таммуза [1]. Он соответствовал богам подземного мира Аиду и Персефоне.
«В Аргосе знаменитая статуя Геры изображает богиню сидящей на троне из золота и слоновой кости. <…> На ее скипетре изображена кукушка, символизирующая весну, а в левой руке она держит спелый гранат, вызревающий поздней осенью и символизирующий смерть года» [2].
Считалось, что из крови младенца Диониса, убитого титанами, выросло гранатовое дерево [3].
Согласно мифу, Аид похитил Персефону и забрал ее с собой в подземный мир. Отец богов, Зевс, разрешил ей вернуться к своей матери Деметре, если она ничего не ела в подземном мире. Однако незадолго до этого Персефона проглотила шесть зерен граната. Поэтому ей пришлось оставаться треть года в подземном мире с Аидом, а оставшиеся две трети она могла проводить со своей матерью Деметрой.
В некоторых вариантах троянского мифа царевич Парис, разрешая спор между богинями Герой, Афиной и Афродитой о том, кто из них самая красивая, дарит Афродите не яблоко, а гранат. На свадьбах гранатовый плод дарился невесте. Плод граната также является древней восточной эмблемой бога Солнца и эмблемой жизни.
В «Одиссее» Гомера гранат упоминается дважды как плодовое растение в садах Финикии и Фригии. Древнегреческий историк Геродот сообщает, что, когда персы под предводительством Ксеркса напали на греков, в составе его личной охраны был особый отряд:
«… у 1000 человек на нижнем конце копий были золотые гранатовые яблоки. Эти воины окружали остальных кольцом. У 9000 воинов, шедших в середине, были серебряные гранатовые яблоки [на нижних концах копий]» (Геродот, «История», VII, 41).
Символизм граната в Библии и Коране
Гранат многократно упоминается в Библии. Плоды граната разведчики приносили Моисею, чтобы продемонстрировать плодородие «земли обетованной». Изображения гранатов украшали капители колонн в храме Соломона (3 Цар. 7:18, 20, 42; 4 Цар. 25:17) и подол одеяния первосвященника (Исх. 28:33, 34).
Цветы гранатового дерева служили образцом для изготовления золотых колокольчиков, упоминаемых в Исх. 28:33–34 и Исх. 39:24–26, а также цветов в 3 Цар. 6:32.
Гранат упоминается как один из наиболее ценных египетских плодов (Чис. 20:5) и как одно из обещанных благословений Святой Земли (Вт. 8:8).
Израильтяне во время странствования по пустыне сетовали на отсутствие освежающих гранатов (Чис. 20:5); пророки Иоиль (1:12) и Аггей (2:19) говорят как о наказании Божием об увядании и засыхании гранатовых деревьев.
Еврейское название граната («римон»), благодаря популярности этого фрукта, сохранилось во многих географических названиях на Ближнем Востоке.
Гранат был символом Ноева ковчега, так как содержал в себе семена новой человеческой расы. Божественный символ, именуемый «запретным секретом». В иудаизме гранат почитается за красоту дерева и его плодов. Семена символизируют святость, плодородие и изобилие. Гранат, в иудейской традиции, имеет 613 семян и соответствует 613 мицвот (заповедям) Торы. Изображения фруктов также фигурируют в иудейской архитектуре (гранаты украшали колонны храма царя Соломона и одежды еврейских царей и священников). В песне Соломона щеки Суламифы сравниваются с половинками граната. В Рош ха-Шана (Еврейский Новый год) евреи кушают этот фрукт по одному семени за раз, чтобы исполнить как можно больше желаний.
Некоторые еврейские ученые считают, что именно гранат был «запретным плодом» в Эдемском саду.
В христианской традиции гранат считается символом воскресения. На изображениях его держит младенец Христос. Гранат может обозначать церковь как Ekklesia, то есть сообщество верующих. Потому гранат в руках Христа также символизирует то, что творение находится в руке Бога. Разрезанный или расколотый плод граната — символ страданий и воскресения Иисуса.
Девственность Девы Марии выражается гранатовым деревом, под которым она сидит с единорогом. Также единорог мог изображаться один в огражденном саду, прикованным к гранатовому дереву. Это указывало на Воплощение Христа в утробе Девы Марии.
В Коране трижды упоминается гранат как атрибут земных и райских плодов, наряду с пальмами и виноградными лозами. Он представляет добрые дела, сотворенные Богом, поэтому его также иногда называют «Райское яблоко».
Символизм граната в эзотерике
Как пишет Мэнли Холл в своей работе «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии»:
«Принимая во внимание большое количество семян в гранате, можно объяснить, почему этот фрукт считался символом плодовитости. По тем же самым причинам Джейкоб Брайан в книге «Античная мифология» замечает, что древние преобразовали этот фрукт в символ ковчега Потопа, который содержал в себе семена новой человеческой расы. В древних мистериях гранат рассматривался также как божественный символ такой значимости, что его истинная природа не подлежала разглашению. Она именовалась кабирами «запретной тайной». Многие греческие боги и богини изображались с гранатом или его цветками в руках, что, очевидно, означало жизнь и изобилие. Начальные буквы граната (Pomegranate) начертаны на столпах Иахин и Воаз перед входом в храм Соломона, и по повелению Иеговы цветы граната стали украшением нижней части эфода первосвященника» [4].
В каббалистической традиции «Гранатовый сад» («pardes rimonim») обозначал Рай, что отображено в названиях одноименных книг Моше Кордоверо и Израэля Регарди. Гранатам могли уподобляться сами сефиры Древа Жизни, внутри каждой из которых по окружности располагались десять сефирот второго порядка. В колоде Таро Райдера — Уэйта гранаты изображены на арканах «Верховная Жрица» (находятся за спиной) и «Императрица» (одеяние).
В «Книге 777» Алистер Кроули связывает гранат с десятым путём каббалистического Древа Жизни, который соответствует сефире Малкут, 4 десятке Таро и богиням Персефоне и Церере. Как отмечает Кроули:
«Гранат посвящен Прозерпине и, кроме того, сильно напоминает женский символ по своему внешнему виду» [5].
А также с 13-м путем Древа Жизни, которому соответствует еврейская буква Гимел, Луна и Старший аркан «Верховная Жрица». По этому поводу Кроули замечает:
«Гранат может быть помещен сюда как символ, связанный с менструацией» [6].
Кроме того, гранат держит один из магических образов 1-го деканата:
Дева в льняных одеждах, с яблоком или гранатом в руке.
В Таро Тота гранат изображён на карте «Тройка чаш» («Изобилие»):
Гранат — это тот самый плод, который Персефона вкусила в царстве Плутона, вследствие чего вынуждена была остаться в подземном мире, несмотря на то, что на помощь ей пришли самые могущественные силы. Урок здесь, очевидно, в том, что не следует полностью доверять благам жизни, сколь бы они ни были сладостны [7].
Как пишет Скотт Каннингем в своей «Магии трав»:
Гранат (Punica granatum)
Пол: мужской.
Планета: Меркурий.
Стихия: Огонь.
Божества: Персефона, Церера.
Сфера действия: предсказания, удача, исполнение желаний, богатство, плодовитость.
Использование в магии: семена граната издавна использовали для повышения плодовитости, для этой же цели носили при себе кожуру граната. Гранат — это магический, счастливый плод. Всегда, перед тем как съесть гранат, загадывайте желание — оно может осуществиться. Ветвь граната открывает спрятанные сокровища или притягивает деньги к своему владельцу. Высушенную кожуру граната добавляют в фимиамы для богатства и денег. Женщины, желающие узнать, сколько у них будет детей, с силой швыряют гранат на землю. Число выпавших семян говорит о числе их детей. Ветви граната, висящие над дверью, охраняют от зла, а сок граната используется в качестве заменителя крови или магических чернил [8].
Примечания
- Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992. С. 118.
- Там же. C. 64.
- Там же. C. 128.
- Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии Гиганты мысли. М.: Эксмо, Мидгард, 2007. С. 379.
- Алистер Кроули. 777. Каббала Алистера Кроули. М.: Ланселот, 2010. С. 234.
- Там же. C. 235.
- Каннингем С. Магия трав от А до Я. Полная энциклопедия волшебных растений. — СПб.: ИД «Весь», 2015. — С. 100-101.
Наши странички в интернете:
📌Сообщество Telegram: https://t.me/aleistercrowley93
📌Сообщество ВКонтакте: https://vk.com/wiki93
✍🏼Сайт: https://www.wiki93.ru/index.php/Телемапедия