Теория цвета – одно из ключевых базовых знаний, в котором нужно разобраться начинающему дизайнеру, прежде чем приступать к созданию проектов. Важно понимать колористику: как подбирать цвета, чтобы они гармонично взаимодействовали друг с другом. Однако, следует учитывать и психологию цвета, иначе подобранные оттенки могут не оказать нужно эффекта и вызовут лишь отторжение.
Основные аспекты теории цвета
Первое, с чем должен познакомиться каждый начинающий дизайнер – цветовой круг Иттена. Этот инструмент был разработан швейцарским художником Йоханнесом Иттеном, чтобы наглядно показать взаимодействие цветов.
Упрощённая графическая схема включает 12 цветов и состоит из 3 частей:
– первичные цвета: жёлтый красный и голубой. Это главные цвета, из которых мы получаем все остальные;
– вторичные цвета появляются при смешении главных цветов. Например, смешение жёлтого и красного цвета даёт оранжевый;
– третичные цвета получаются, когда мы смешиваем первичный и вторичный цвет. Зелёный + синий = сине-зелёный или бирюзовый.
Цветовые сочетания круга
Итак, теперь мы знаем, как устроен цветовой круг, и можем перейти к основным цветовым сочетаниям для достижения гармонии в проекте. Кстати, комбинации могут быть как взаимодополняющими, так и контрастными.
- Монохромные цвета
Данное сочетание представляет собой чистый цвет и его многочисленные оттенки. Монохром просто использовать, а также он мягко воспринимается. Однако, часто не хватает выразительности.
2. Близкие цвета, или аналоговая триада
Три цвета, находящиеся рядом друг с другом. За счёт схожих характеристик световых волн они легко сочетаются и создают спокойную и сдержанную палитру. Такая комбинация позволяет создать плавные переходы.
3. Комплиментарные цвета
Два цвета, расположенные на противоположных сторонах круга, дают самый большой контраст, благодаря чему можно расставить акценты. Один из цветов можно сделать основным, а вторым выделить отдельные объекты.
4. Комплиментарный сплит, или контрастная триада
В основе сочетания лежит остроугольный треугольник, две вершины которого лежат в соседних цветах, а третья – в противоположном. В результате получается контрастное, но не резкое сочетание.
5. Квадратная схема, или тетрада
Комбинация, в которой четыре цвета равноудалены друг от друга и лежат в углах квадрата. В данной схеме все цвета комплиментарны.
6. Триадная схема
Классическое сочетание из трёх цветов, лежащих в вершинах равностороннего треугольника. Обычно подобные комбинации резки для восприятия, но при правильно подобранной яркости и пропорциональности цвета будут смотреться эффектно.
Психология цвета
Осталось разобраться с тем, как тот или иной цвет влияет на наше восприятие.
Психология цвета – это область психологии, изучающая воздействие цветов на человеческие эмоции, поведение и психическое состояние.
Зная, какие оттенки использовать, мы можем привлечь внимание пользователя, вызвать определённые эмоции и даже доверие. Давайте рассмотрим основные положения психологии цвета.
- Красный цвет
Цвет страсти, энергии и азарта привлекает внимания и пробуждает лидерское начало. Однако избыток цвета может вызвать страх и тревогу.
Подходит для банков, авто, ресторанов, рекламы, торговли.
2. Оранжевый цвет
Этот цвет ассоциируется с бодростью, дружелюбностью, игривостью и побуждает к покупке.
Используется для: техники, детских товаров, еды, недвижимости, напитков, витаминов, здоровья.
3. Жёлтый цвет
Один из самых тёплых цветов видимого спектра и ассоциируется с солнцем. В основном вызывает положительные эмоции, такие как чувство радости и энергичности. Но этот цвет может вызвать чувство осторожности и беспокойства, если переусердствовать.
Подходит для: фастфуда, хозтоваров, развлечения, автомобилей, коммуникации и логистики, напитков и энергетиков.
4. Зелёный цвет
Когда мы думаем о гармонии, спокойствии и вдохновении, то сразу вспоминаем зелёный цвет. Также он создаёт ощущения умиротворения, безопасности и натуральности.
Более эффективен в: финансах, питании, экологии, медицине, природе, флористике, туризме, клининге, цифровых технологиях.
5. Синий цвет
Создаёт чувство доверия, снижает тревогу и настраивает на мир. Использование голубого цвета вызовет доверие к профессионализму.
Чаще всего используется в соцсетях, науке, финансах, айти, авиации и транспорте.
6. Фиолетовый цвет
Этот цвет создаётся на контрасте красного и синего и несёт в себе характер обоих цветов. Ассоциируется прежде всего с чем-то таинственным и мудрым, а также с роскошью, духовностью и инновациями.
Отлично подходит для креативных индустрий, духовных центров и парфюмерии.
7. Розовый цвет
Ассоциируется с романтичностью и красотой, несёт в себе приглушённые эмоции и ассоциации красного цвета. Рекомендуется использовать для подчёркивания деталей.
Подходит для сладостей, косметики, салонов красоты, нижнего белья.
8. Белый цвет
Является символом чистоты, простоты, невинности и создаёт ощущение лёгкости и минимализма. Использование белого цвета даёт возможность глазам отдохнуть и добавляет «воздуха». Белый визуально расширяет пространство и подчёркивает элегантность.
Используется в: здравоохранении, полиграфии, технике и технологиях, одежде, благотворительностях, косметике и медицине.
9. Чёрный цвет
Олицетворяет элегантность и силу. Цвет также ассоциируются с чувством власти, стиля, глубины, строгости и престижа. Но в больших количествах может вызвать чувство скорби, тяжести и печали.
Подходит для: технологий, одежды и обуви, алкоголя, косметики и финансов, автомобилей и люксовых брендов.
Понимание теории и психологии цвета открывает широкие возможности для создания гармоничных визуальных решений. Используя правильные цветовые сочетания, можно не только выразить идеи, но и вызвать эмоциональный отклик у аудитории, сделать сообщение более запоминающимся и убедительным.
Напоследок дадим несколько советов:
- Тренируйтесь подбирать цвета в различных комбинациях с учётом психологического влияния каждого из оттенков.
- Следите за модой в мире цветов. Именно тренды отражают современные предпочтения людей. Например, Pantone публикует цвет года и модные сезонные оттенки.
3. Используйте не более 3-4 цветов в одном проекте, чтобы дизайн не выглядел перегруженным.
4. Тестируйте цвет на разных устройствах. К сожалению, на разных экранах выбранные оттенки могут искажаться. Если важно их сохранить, то стоит открыть работу с разных устройств.
5. Вдохновляйтесь природой и искусством. Экспериментируйте с гармоничными комбинациями, которые даёт природа, а также просматривайте работы известных дизайнеров или изучайте культурные особенности цвета.
Автор: Никита Колодин, корреспондент студенческого медиацентра «Медиасфера СГУГиТ»