Не так давно мы писали о деградации великой и ужасной французской студии Ubisoft. А сегодня настало время поговорить об еще одном монстре игровой индустрии — Bethesda Softworks или же, как мы ее называем в народе — “Беседка”. Нет сомнений в том, что она внесла огромный вклад в развитие видеоигр. Благодаря их легендарной серии The Elder Scrolls студия навсегда вписала свое имя в историю. Однако с течением времени в играх “Беседки” начали проявляться проблемы, которые ставят под вопрос ее репутацию как одного из лидеров индустрии. В этой статье мы рассмотрим, как и почему Bethesda Softworks утратила прежний блеск… и почему вам опять надо купить “Скайрим”! Не злите дядю Говарда, выворачивайте карманцы!
Эра революций: начало пути
Мы, пожалуй, пропустим самое-самое начало пути Bethesda и пропустим первые две части “Древних Свитков”. Перейдем сразу к самому сладкому, а именно — к The Elder Scrolls III: Morrowind 2002-го года. Инновационная игра, которая стала прорывом благодаря открытой структуре мира, где игрок мог исследовать каждый уголок, начиная от густых лесов и заканчивая лавовыми долинами. Игра предложила уникальный опыт, в котором свобода действий сочеталась с детально проработанным лором. Уверены, что миллениалы могут рассказать миллион кайфовых и ламповых историй, проведенных в суровом и прекрасном Морровинде.
Купить The Elder Scrolls III: Morrowind на GGSel
А в 2006-м году вышло продолжение — The Elder Scrolls IV: Oblivion. Новая часть еще больше подняла планку графики и интерактивности. Хотя все мы часами хохотали и прикалывались в редакторе настройки внешности персонажа. Эти физиономии многим снились в кошмарах. Игра, безусловно, стала хитом. Хотя не всем понравился переход в “стандартное” европейское фэнтези с густыми лесами, зеленой травкой, замки, уютными городками с брусчаткой и так далее. Уникальности Морровинда в Обливионе не проглядывалось.
И… уже тогда “Беседка” стала понемножку переходить на сторону зла. Фанаты были в шоке, когда старина Говард предложил геймерам прикупить “золотую броню” для своей лошадки за 2,5 бакса. Звоночек был тревожный. По сути, Обливион стала одной из первых игр с микротранзакциями. Также народ немного сгорел от дурацкой системы автолевелинга, но это уже бог с ним. Как ни крути, у Bethesda появилась репутация студии, создающей игры-мечты.
Купить The Elder Scrolls IV: Oblivion на GGSel
А вот сейчас мы затронем довольно противоречивый момент. Всего через два года после релиза Oblivion вышел их новый супер успешный проект — Fallout 3. С одной стороны игра познакомила миллионы с культовой франшизой, которую относят в список лучших RPG всех времен и народов. Жестокий постапокалиптический мир пустошей, жестокость, криминал, коррупция, моральные дилеммы, безумная свобода, крутой сюжет и знаменитый черный юмор! Да! И всего этого… в Fallout 3 не оказалось. По крайней мере, так заявили фанаты оригинала.
А другие отметили, что новый триквел это тот же Oblivion, но только с кривой стрельбой и банальнейшим сюжетом, где ребенок ищет папашу. Никакой прежней серой морали и атмосферы. Анклав — злые злодеи, Братство Стали — добрые добряки. Ситуацию спасла Fallout: New Vegas, которую делали авторы оригинала из Obsidian Entertainment. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
В итоге, несмотря на шквал критики от олдфагов, Fallout 3 получила исключительно положительные отзывы критиков и ряд наград “Игра года” от различных изданий, и в последующие годы Fallout 3 включали в списки лучших игр в истории. Справедливо ли это? Черт его знает! А что вы об этом думаете? Обязательно поделитесь своими мыслями в комментариях.
Поворотный момент: Skyrim и первые признаки проблем
Дамы и господа, The Elder Scrolls V: Skyrim. Игра — феномен и символ супер успеха. Она вышла в далеком 2011 году и она все еще актуальна. То есть, да… Ее все еще покупают! Мы не будем перечислять все достоинства Skyrim. Их действительно очень много, никто не спорит!
Существует даже “Синдром Скайрима”. Это особое состояние, когда вдруг хочется все бросить и уйти на пару недель куда-нибудь в окрестности Ривервуда. Проходить основной сюжет, суетиться в гильдиях и революциях — все это необязательно. Особый кайф доставляет… просто путешествие! Сверните с тропы и приключения сами вас найдут. За это Говарду мы всей деревней говорим спасибо. Магическая атмосфера с каким-то новогодним привкусом, чарующая музыка Джереми Соула, все это дарит непередаваемые ощущения.
Однако, как ни крути, именно с The Elder Scrolls V: Skyrim начались первые признаки деградации:
- Упрощение геймплея. В отличие от Morrowind и Oblivion, Skyrim значительно упростил ролевую систему, удалив атрибуты, уменьшив количество навыков и сделав игру более линейной.
- Повторяющийся контент. Процедурно-генерируемые задания и однотипные подземелья начали утомлять игроков.
- Ставка на моддеров. Несмотря на популярность модификаций, игра в базовой версии страдала от недостатка глубины, словно Bethesda рассчитывала, что фанатское сообщество улучшит ее продукт. Зачем перенапрягаться, верно?
Купить The Elder Scrolls V: Skyrim на GGSel
Fallout 4 и потеря идентичности
Рекламная кампания Fallout 4 была просто грандиозной. Все действительно ожидали увидеть игру-мечты. Ну или хотя бы отметить исправления ошибок прошлой части. Но в 2015 году нам выкатили очень странный продукт. Что мы получили по итогу:
- Упрощённый диалоговый интерфейс. Сложные диалоги, которые были визитной карточкой серии, превратились в систему из четырех опций, многие из которых не имели реального значения.
- Упор на строительство. Хотя возможность строить базы была интересной, она выглядела лишней в контексте постапокалиптической RPG. Довольны остались только поклонники Sims.
- Меньше RPG, больше экшена. Fallout 4 больше напоминала шутер с элементами RPG, что вызвало разочарование у фанатов классических Fallout.
И да, сюжет оказался таким же каличным, как в третьей части, если не хуже. Также геймерам не понравились “пустые” и неинтересные NPC. Но погодите, как же так получается? Столько негатива и критики от простых работяг, но… в первый день продаж компания реализовала 1,2 миллиона экземпляров игры! Да, и критики выставили высокие оценки!
Казалось бы, наш дружище Говард действительно нашел целую ферму курочек, несущих золотые яйца. Бабки мутятся, игрушки делаются. Все прекрасно. Но грандиозное фиаско не заставило себя долго ждать. И имя ему — Fallout 76. В 2018 году Bethesda получила мощный удар по репутации. В данном случае многопользовательская игра столкнулась с критикой со стороны не только простых игроков, но и критиков:
- Технические проблемы. На релизе игра была переполнена багами, которые делали ее практически неиграбельной.
- Отсутствие NPC. Мир Fallout 76 выглядел пустым и лишенным жизни. Там попросту нечего было делать.
- Микротранзакции и монетизация. Ставка на внутриигровые покупки и платные подписки вызвала негативную реакцию. Заклинание “Слыш, купи!” в этот раз не сработало.
Пожалуй, именно в этот момент Bethesda вступила в клуб “корпораций зла”, где студии уже ждали такие ребята, как: Ubisoft, Konami и Electronic Arts.
Старфилд: попытка вернуть доверие?
В 2023 году Bethesda выпустила Starfield, которую позиционировала как новый флагман. Однако, несмотря на обещания революции, игра вызвала смешанные отзывы:
- Старые проблемы. Технические баги, устаревшая анимация персонажей и общая скованность диалогов.
- Повторяющаяся структура. Множество планет оказались пустыми или неинтересными, что разрушило ожидания от исследования космоса.
- Ограниченная свобода. Множество игровых механик ощущались как шаг назад в сравнении с прошлыми проектами.
Да, у Starfield есть защитники. Мол, не все так плохо! И Говард сам заявил, что это вам не Mass Effect! Это приземленный и реалистичный… NASA-Панк? Как Кристофер Нолан сам не додумался до такого, снимая свой “Интерстеллар”? Так или иначе, игроки в этот раз не ждали релиза с замиранием сердца. Более того, тайтлу даже хайпануть толком не получилось. Игру сразу же определили в категорию “Главное разочарование 2023 года” и все радостно побежали играть в Baldur’s Gate 3, которая уничтожила всех конкурентов в пыль.
Причины деградации
Да, как-то печально мы финализируем нашу статью. А ведь действительно досадно, что некогда великая Bethesda Softworks утратила былую славу. Ведь на ее счету есть немало прекрасных достижений. И многие разработчики говорят в интервью, что в отличие от многих студий в “Беседке” действительно приятно работать, а Говард не просто отличный парень, а буквально гениальный босс. И “Беседка” по сути не разу не светилась в каких-то громких скандалах, в отличии от той же Юбисфот, там где сексуальные домогательства стали нормой.
От этого обидно вдвойне! Очень хочется верить, что старина Тодд возьмет себя в руки, встряхнет свою команду и выпустит такой The Elder Scrolls VI, что мы все в обморок рухнем от восторга и восхищения. Но до этого еще далеко… И очень важно, что Bethesda отметила для себя главные факторы их неудач:
- Ставка на коммерциализацию. Вместо создания глубоких игр компания сосредоточилась на монетизации и привлечении массовой аудитории. Это больная тема для всех крупных студий. Очень страшно рисковать и потерять деньги, но… иначе из болота не вылезти.
- Техническая отсталость. Использование устаревшего движка Creation Engine привело к тому, что игры Bethesda часто выглядят архаично по сравнению с конкурентами. Starfield не даст соврать.
- Отсутствие самоанализа. Это не утверждение, а теория. Кажется, что компания, игнорирует критику со стороны игроков, продолжая выпускать игры с повторяющимися проблемами. Как будто бы Тодда тщательно огораживают от грустной правды.
Итоги
Bethesda Softworks — это студия с великим прошлым, но её настоящее вызывает много вопросов и переживаний. Чтобы вернуть доверие игроков, компании необходимо пересмотреть подход к разработке игр, вернувшись к своим истокам! Свобода, потрясающие открытые миры, проработанный лор и интересные герои! Только так она сможет снова стать пионером индустрии, а не тенью самой себя.
Мемы мемами, но давайте пожелаем Говарду и его “Беседке” удачи. Он ведь у нас один такой! Ну что ж, а как вы думаете, получится ли студии обрести былое величие? А пока вы размышляете, по доброй традиции, всех приглашаем на GGSel, где можно приобрести все лучшие (и не очень) творения Bethesda Softworks по выгодной цене. Удачи, друзья! Скоро увидимся.