Найти в Дзене

Деревянные наличники – символ русского зодчества

Наличник окна дома П. Ф. Семенова, кон. XIX в., с. Сенная Губа, Карелия. Рис. А. Д. Бочарова. Фото из книги Н. В. Мошкова «Нижегородская домовая резьба».
Наличник окна дома П. Ф. Семенова, кон. XIX в., с. Сенная Губа, Карелия. Рис. А. Д. Бочарова. Фото из книги Н. В. Мошкова «Нижегородская домовая резьба».

Резные наличники деревянных домов – то, без чего сложно себе представить русское деревянное зодчество и то, что так умиляет в деревенской глуши жителя городских кварталов.

В разных местах наличники имели уникальные названия. На Урале их именовали «вырезами», в Карелии – «подзорниками», в Новгородской области – «заоконниками», в Вятской губернии – «забоконком», под Архангельском – «обноской».

Но в каждом случае речь шла именно об обрамлении оконного проема – наличнике, состоявшем из навершия, карниза, фризовой доски, боковин и подоконной доски. Декоративность этого элемента всегда шла рука об руку с функциональностью: планки наличника были призваны закрывать щель между стеной и оконной коробкой. Однако у расположения причудливых резных узоров на плоскости доски, оказывается, были свои секреты и правила.

Заклинание в узоре

Человеческое жилище с древних времен было пронизано магическо-заклинательной символикой. Ведь угроза от враждебных потусторонних сил в сознании людей того времени была повседневной реальностью: болезнь неотделима от сглаза, бескормица от проклятья, а влияние злых духов чрезмерно.

Отсюда берет свое начало стремление человека разместить на самых уязвимых участках дома доброжелательные символы, священные изображения и магические орнаменты, чтобы обезопасить его обитателей. Конечно, со временем архаичный смысл языческих узоров претерпевал изменения, а затем и вовсе уступил место эстетике, оставив форму изображения, воспроизводимую по традиции, без первоначального содержания. На все это ушла ни одна сотня лет.

Наличники домов д. Топан, Нижегородская обл. Фото из книги Н. В. Мошкова «Нижегородская домовая резьба».
Наличники домов д. Топан, Нижегородская обл. Фото из книги Н. В. Мошкова «Нижегородская домовая резьба».

Одним из самых распространенных мотивов в украшении наличников была солярная символика. Композиция строилась таким образом, чтобы прослеживался суточный ход солнца: дневной путь (мог включать в себя «три солнца»: восход, полдень и закат) изображался на верхней части наличника, ночной путь по подземному миру, незримый глазу – на подоконной раме. Таким образом, утверждалась повсеместность солнечного света, способного побороть извечную тьму.

Солнечные знаки могли быть представлены в виде круга с 6 радиусами, кругом с крестом внутри него, а иногда с 8 лучами. Восходящее и заходящее солнце изображалось полукругом с несколькими лучами, «бегущее» солнце – круг с дугообразными, радиально расположенными внутри линиями.

С изображением солнца почти всегда соседствовал древний аграрный символ земли – засеянное поле. Возделываемая человеком земля изображалась в виде ромба или квадрата, поставленного на угол или разделенного внутри на 4 части.

Солярные символы: наличник окна дома А. Ф. Гусенкова, сер. XIX, с. Вашкино, Нижегор.обл. Фото из кн. Н.В. Мошкова «Нижегородская домовая резьба»
Солярные символы: наличник окна дома А. Ф. Гусенкова, сер. XIX, с. Вашкино, Нижегор.обл. Фото из кн. Н.В. Мошкова «Нижегородская домовая резьба»
Солярные символы: подкарнизная доска наличника. Пермский краеведческий  музей; https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=49140428
Солярные символы: подкарнизная доска наличника. Пермский краеведческий музей; https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=49140428
Аграрные символы: наличник дома Лоховой, д. Вашкино, Костромской музей домовой резьбы. Фото из книги Н. В. Мошкова «Нижегородская домовая резьба»;
Аграрные символы: наличник дома Лоховой, д. Вашкино, Костромской музей домовой резьбы. Фото из книги Н. В. Мошкова «Нижегородская домовая резьба»;
Аграрные символы: наличник г. Челябинска. Фото: Б.О.Д.
Аграрные символы: наличник г. Челябинска. Фото: Б.О.Д.

Помимо солнца и поля, растительных узоров, располагавшихся по бокам наличника, земледельческая картина мира включала в себя и представление о двух небесах. По облекающему землю небу двигались светила, а верхнее небо хранило в себе запасы воды, необходимых для пашен. В древнерусском языке эти небесные воды назывались хляби небесные, а изображались они волнистыми или зигзагообразными линиями и каплями-точками, кружками – символьным обозначением дождя.

Хляби небесные: зубцы и полукружья – символы небесной влаги. Амурский городской краеведческий музей. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=16841744
Хляби небесные: зубцы и полукружья – символы небесной влаги. Амурский городской краеведческий музей. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=16841744

На других орнаментальных композициях оконных наличников можно увидеть преобладание зооморфной символики: великое множество причудливых мифологических существ, изображения зверей и птиц.

Избы и дома-усадьбы, построенные в Центральной России, на Русском Севере, в Карелии или Поволжье, на Урале или в Сибири, обладали уникальными особенностями и отличиями. На специфику в оформлении традиционного жилища оказывали прямое влияние как разнообразие природных и социально-экономических условий на территории нашей страны, так и тесное переплетение этнокультурных связей различных народов.

Наличники дома в д. Савино, Нижегор.обл. Фото из книги Н. В. Мошкова «Нижегородская домовая резьба».
Наличники дома в д. Савино, Нижегор.обл. Фото из книги Н. В. Мошкова «Нижегородская домовая резьба».

Резные узоры наличников могли вытачиваться стамеской – такая трудоемкая резьба называлась «глухой» (из-за непрорезанного «глухого» фона) и была наиболее древней техникой работы по дереву. Со второй половины XIX века она постепенно уступала место пропильной резьбе, выполняемой пилой или лобзиком, деревянная доска при такой обработке пропиливалась насквозь.

Доска подкарнизная с глухой резьбой – фрагмент наличника. Пермский краеведческий музей. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=49140474
Доска подкарнизная с глухой резьбой – фрагмент наличника. Пермский краеведческий музей. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=49140474
Резная пропильная деталь. Государственный Русский музей. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=50455149
Резная пропильная деталь. Государственный Русский музей. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=50455149

За пределом старины

Со второй половины XVIII века в оформлении наличников проявилось влияние архитектурных стилей города: барокко и классицизма. На оконных проемах стали появляться волюты, сандрики, кронштейны и дентикулы. Однако народные мастера, воспринимая элементы городской архитектуры, перерабатывали их соответственно своему вкусу и техническим возможностям.

Позже, на рубеже XIX и XX века, наличники деревянных домов в городской застройке могли оформлять и в стиле модерн – эта страница истории архитектуры довольно хорошо известна, так как во многих городах примеры таких домов сохранились и к началу нынешнего века.

В советском периоде также можно найти интересное свидетельство диалога между сельской и городской архитектурой, где не последняя роль отведена нашему «главному герою» – деревянному оконному наличнику. Речь пойдет о последних годах Великой Отечественной войны и о послевоенном времени.

Наличник по мотиву работ И. В. Жолтовского. Фото из книги «Обрамление оконных проемов деревянных зданий», лист 14.
Наличник по мотиву работ И. В. Жолтовского. Фото из книги «Обрамление оконных проемов деревянных зданий», лист 14.

По мере того как Красная Армия освобождала оккупированные территории, перед Советским Союзом возникала непростая задача по восстановлению уничтоженных нацистами населенных пунктов. Предстояло развернуть масштабное строительство, в том числе и на селе, так как план по подъему сельского хозяйства был невозможен без строительства жилых домов колхозников, хозяйственных построек и культурно-бытовых учреждений.

Возвращение к мирной жизни не обходилось без творческих поисков. Одним из ярких примеров таких архитектурных находок стало использование приемов русского деревянного зодчества в малоэтажном строительстве. Еще в 1944 г. недалеко от Москвы, близ города Костино, был построен жилой поселок по проекту Б. Г. Бархина, В. В. Яновского, П. Х. Богомолова и др. Работа удостоилась I премии на конкурсе лучших домов, построенных в городах РСФСР в 1944–1945 гг.

Дом в поселке близ г. Костино. Фото из журн. «Архитектура и строительство», 1946 г., № 2
Дом в поселке близ г. Костино. Фото из журн. «Архитектура и строительство», 1946 г., № 2

В поселке встречаются 4 типа домов: 1/2/4-квартирные и 2-квартирные дома с балконом. Планировка квартир решена по типу коттеджа, то есть с расположением каждой квартиры в двух этажах, предполагающее заселение одной квартиры одной семьей.

Обыгрывание мотивов русского деревянного зодчества во внешнем оформлении придавало постройкам архитектурную выразительность: резные детали наличников, столбов и причелин были проработаны с большим вниманием и мастерством.

Еще один проект, изначально выполненный отделом Бюро отвода земель при Мособилисполкоме, но позже значительно улучшенный группой архитекторов под руководством академика И. В. Жолтовского (М. В. Лисициан, Р. И. Семерджиев, Н. К. Базалеев, А. Г. Зак, Е. И. Кувшинов), был реализован в Подмосковье, близ станции «Железнодорожная».

В профессиональной прессе того времени данный проект отмечали за яркий колорит, орнаментальную обработку жилых домов (они были деревянными, а социальные и культурные объекты – шлакобетонными) и стремление отобразить в декоре характер русской национальной архитектуры.

Учитывая масштаб послевоенного восстановления, было вполне оправдано привлечь к строительному процессу и творческие силы населения. Поэтому в 1944 г. Институт массовых сооружений Академии Архитектуры СССР начинает работу над разработкой серийного издания, посвященного архитектурным деталям, в первую очередь для малоэтажного строительства. Первый выпуск этой серии увидел свет в 1946 г. под названием «Обрамление оконных проемов деревянных зданий».

Наличник по проекту Л. Киселевича, лист 30; Фото из книги «Обрамление оконных проемов деревянных зданий».
Наличник по проекту Л. Киселевича, лист 30; Фото из книги «Обрамление оконных проемов деревянных зданий».

Составители работы ставили перед собой задачу – создать архитектурное пособие в помощь проектировщикам на местах для выполнения ими индивидуальных композиционных задач. Примером для механического копирования представленные образцы не являлись.

Альбом содержал иллюстрации и обмеры сооружений русского народного зодчества, работ архитекторов прошлого и проекты советских архитекторов. Издание сопровождалось разрезами и планами, необходимыми конструктивными указаниями, которые могли бы быть использованы проектировщиками в своей работе над оконным обрамлением.

Увидеть своими глазами

Познакомиться со старинными узорами оконных наличников подробней можно прямо сейчас, посетив виртуальный тур по залам Русского музея. Для этого просто воспользуйтесь ниже приведенной ссылкой. Также, с помощью информационных подсказок об экспонатах, вы можете перейти в раздел онлайн-коллекций портала «Виртуальный Русский музей», чтобы исследовать его самостоятельно.

Детали резного убранства крестьянских изб XIX века : [виртуальная экскурсия] //Русский музей : [официальный сайт]. – URL: https://virtual.rusmuseumvrm.ru/rossi_wing/pano.php?onstart=loadpano(hotspots/5.xml)&lang=ru (дата обращения: 13.12.2024).

На официальной страничке канала «Культура» можно посмотреть документальную программу из цикла «Пряничный домик», который посвящен традиционным народным ремеслам и этнографическим ценностям нашей страны.

Пряничный домик : деревянное кружево : [видео] // Телеканал Культура: [официальный аккаунт на ВКонтакте]. – URL: https://vkvideo.ru/video-85393518_456252694 (дата обращения: 17.12.2024).

Список использованной литературы доступен по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/ogCN/WiMKaqdde

Наличник светличного окна, Владим.обл.,1884 г. Фото из книги Н. В. Мошкова «Нижегородская домовая резьба».
Наличник светличного окна, Владим.обл.,1884 г. Фото из книги Н. В. Мошкова «Нижегородская домовая резьба».