Есть мнение, что советская система рухнула от реформ сверху, а не от давления снизу. И мнение это интересно тем, что внезапно прилетело слева, – с либерального крыла. Как следствие, выразивший это мнение комментатор даже задаётся уже вопросами практическими: как бы теперь уже российскую систему развалить, и чтоб не как в прошлый раз получилось, а наглухо?
...То есть, с одно стороны, – чудо чудесное. Мнение либералов и «советчиков» по вопросу причин краха советской системы, оказывается, совпадают. Всё прекрасно было, народ всё устраивало, а элиты взяли и разломали домик, чтобы утратить власть и сгинуть под руинами… Впрочем, с другой стороны, у советчиков и либералов и взгляды на современную Россию тождественны, – носят предельно недоброжелательный характер.
Проблема же в том, что мнение ошибочно per se. Реформы сверху всегда лишь реакция на давление снизу, – пока давлением не сорвало клапан, властям приходится что-то предпринимать. В СССР же никто и ничем доволен не был. Народ в очередях крамольные вещи говорил. Про порочные формы единения с ним партии, – так что магазины разные получаются.
...Может показаться, – и комментатору, видимо, кажется, – что ропот не имел значения, поскольку народ на демонстрации не выходил… вернее, выходил, но на провластные, первомайские… Но когда народ выходит, это значит, реформы проводить уже поздно. Сорвало клапан, и без смены элит теперь-то не обойдётся никак… Потому что «народ» это не только «человек, которого едят» затиснутый в очереди. Народа, на самом деле, больше.
Например, про «народ и партия едины, различны только магазины» прекрасным образом шутили и коммунисты, – члены партии. Примерно 100% коммунистов в СССР причастность к «номенклатуре» и распределителям не грозили. Только продуктовые «наборы» на Новый Год… Все на кого самозванно считающий себя «народом» маленький человек смотрел с завистью, – «начальники» – тоже не были довольны.
И офицеры? И офицеры. Включая офицеров КГБ. Им тоже доставались только наборы, – а там ерунда была, которую сейчас в дешёвых сетевых супермаркетах и не берут ещё.
«Давление снизу» это не суета на площадях. Прежде всего, это моральное давление оказываемое на власть осознанием, что её никто защищать не станет. Не стал же. Как собственно, в 1917 году – в феврале – в стране не нашлось желающих защищать Николая. Тогда ощущение себя «народом» достигло уровня генералов и министров.
...В восьмидесятых давление подошло к критической отметке, – чиновничество, милиция, армия и госбезопасность не могли уже считаться благонадёжными, в случае возникновения внутренней угрозы. Что, собственно, было проверено и подтвердилось во время «августовского путча». Тогда-то, ощутив, что дальше так править нельзя, власть стала искать выход из ситуации.