Образовательная деятельность учеников тесно связана с их индивидуальными психологическими особенностями: спецификой внимания, памяти и мышления, уровнем мотивации, темпом работы. Принимая во внимание сильные и слабые стороны выпускника, можно оптимизировать процесс его подготовки к экзаменам. В этой статье мы расскажем о разных типах выпускников и возможных стратегиях их подготовки к ЕГЭ.
К какому бы типу ни относился выпускник, в подготовке ему будут полезны экзаменационные и тренировочные варианты ЕГЭ от «Облака знаний».
«Правополушарные» дети
Данный тип выделяют психологи и педагоги, которые опираются на исследования о функциональной асимметрии мозга нейропсихолога Роджера Сперри, чтобы подчеркнуть индивидуальные особенностями, творческие и эмоциональные склонности детей.
По их мнению, «правополушарные» ученики склонны к конкретно-образному (художественному) мышлению, отличаются богатым воображением. Они прекрасно воспринимают сравнения и метафоры, визуальный материал различного типа, но испытывают затруднения с логическим мышлением.
✔ В процессе подготовки к ЕГЭ лучшим решением для правополушарных детей станет использование наглядных материалов: красочных схем, карт и иллюстраций. В «Облаке знаний» в разделе материалов к ЕГЭ можно найти наглядные конспекты по каждому предмету для повторения теории. Также стоит уделить особое внимание «открытым» заданиям, поскольку именно в них от выпускников требуется чёткое и структурное изложение ответа.
Дети-синтетики
Понятия «аналитическое» и «синтетическое» мышление изучались ещё в работах советских и зарубежных психологов (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Г. Айзенк). Эти исследования показали, что у разных людей (и детей) проявляются предпочтения в том, как они обрабатывают информацию: либо разбивают её на составляющие, либо воспринимают в целом.
Синтетики рассматривают учебную проблему в глобальном масштабе и опираются на общее, а не на частности. Они быстро находят суть явления, но могут упускать детали и совершать ошибки по невнимательности. Такие учащиеся могут испытывать трудности с анализом информации и выделением смысловых блоков.
✔ При подготовке к экзамену синтетикам необходимо развивать аналитические навыки: изучая тему, важно её обобщить, а затем выделить основные аспекты и наполнить их конкретным содержанием. При выполнении заданий школьников нужно ориентировать на выявление основного смысла. Можно детально проработать задания различного типа.
«Облако знаний» предоставляет возможность тренировки по линии – совокупности цифровых заданий для каждого из номеров. В процессе выполнения тестов и изложения открытого ответа выпускникам-синтетикам может помочь планирование: достаточно кратко обозначить шаги и этапы работы.
Гипертимные дети
Согласно исследованиям советского психиатра А.Е. Личко, который адаптировал немецкую концепцию акцентуаций характера для подростков, гипертимные учащиеся отличаются энергичностью и активностью, но испытывают трудности с произвольным вниманием. Они стараются выполнить поставленные задачи как можно быстрее, при этом не обращая внимание на итог работы.
✔ Гипертимным детям важно уделять особое внимание навыкам самоконтроля и самоорганизации. Практика показывает, что таких учащихся необходимо ориентировать на самостоятельное отслеживание динамики подготовки. Педагогу при этом важно отмечать достижения выпускника, чтобы повысить его мотивацию.
В самом начале ученику можно предложить пройти пробное тестирование и совместно оценить его результат, затем разработать план тренировки слабых сторон и уверенно идти к желаемой цели. «Облако знаний» может помочь в организации последовательной подготовки к экзамену: материалы онлайн-сервиса включают несколько вариантов вступительного тестирования, теоретические конспекты, тренировку по совокупности заданий различного типа, а также итоговый контроль в формате полного экзамена.
Перфекционисты
Дети данной категории отличаются прекрасной успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Они стремятся выполнить все задания безошибочно. Для таких выпускников характерен высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка, особое значение для них имеет мнение педагога и внимание к достижениям.
✔ Проблемой для перфекциониста может стать необходимость пропустить задание, если он затрудняется с ответом. Задача учителя – оказать выпускнику психологическую поддержку, помочь ему скорректировать ожидания от экзамена и объяснить, что возможная ошибка не станет катастрофой. В процессе подготовки стоит отметить сильные стороны и навыки учащегося, при этом совместно проработать спорные, затруднительные задания.
«Застревающие» дети
Согласно теориям советского психиатра А.В. Личко, адаптировавшего идеи Карла Леонгарда, таких учащихся характеризуют медлительность, долгое «переключение» с одного задания на другое. Как правило, им требуется продолжительный ориентировочный период при выполнении заданий экзамена.
Если учитель решит поторопить таких детей, то темп их работы снизится ещё больше. Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности и внимания: необходимо оперативно переходить с одного задания на другое, актуализировать знания программы предмета.
✔ Хорошим решением для «застревающего» ребёнка будет тренировка с часами: можно научить его определять время, необходимое для одного или нескольких заданий. Учитель может использовать следующие формулировки: «Тебе нужно решить пять задач за час. Значит, на одну задачу ты можешь потратить не более двенадцати минут». Также можно заранее определить, сколько времени займёт выполнение того или иного задания на самом экзамене. Этот подход поможет ученику переключать внимание и рационально распределять время.