Найти в Дзене
Телемапедия

Шафран

Оглавление

Шафран (лат. Crocus и греч. Kρόκος) — многолетние травы семейства Ирисовых.

Шафран посевной (Crocus sativus L).
Шафран посевной (Crocus sativus L).

По древнегреческой легенде, боги превратили человека Крокуса в растение. Как растение шафран / крокус был впервые описан еще в IV веке до нашей эры, когда древнегреческий философ Теофраст (ок. 370 – 288 / 285 гг. до н.э.) писал в своем труде «Исследования о растениях» (IX.7.3):

«Вот, примерно, список растений, употребляемых для благовоний: дикая и благородная корица, кардамон, нард, ναιρον, бальзам, аспалаф, стиракс, ирис, νάρτη, костос, панак, шафран, мирра, сыть, ситник, тростник, майоран, лотос, укроп. У одних растений берут корни, у других кору, у третьих ветви, у четвертых древесину, у пятых семена, у некоторых камедь или цветы. Некоторые из этих растений водятся повсюду; самые же лучшие и наиболее душистые происходят все из Азии и солнечных стран. В Европе растет только ирис» [1].

В течение всей задокументированной истории мировой культуры также применялся как специя, пряность, благовоние, парфюм и т. п. Считается, что шафран использовался в Древнем Египте при бальзамировании, а в минойской культуре II тысячелетия до нашей эры — в декоративно-прикладном искусстве.

Древние персы использовали шафран для подношений своим богам. Любопытно, что шафран активно использовали греческие куртизанки. Для получения большего удовольствия от секса шафран использовала Клеопатра (поздний Египет династии Птолемеев).

В оккупированном Римом древнем Израиле шафран высоко ценился не только иудейской знатью, но и римскими легионерами. В целом же, в качестве пряности шафран в поздней античности считался отличным средством от тяжелых форм депрессии (или, как ее тогда называли, «черной меланхолии»). По новейшим медицинским данным, эта пряность может также быть полезной при лечении онкологических заболеваний.

Шафран в магии

Как отмечает Поль Седир, шафран — солнечное растение, из месяцев года ему соответствуют июль и ноябрь, а «наши предки часто употребляли эссенцию из чистотела, мелиссы, буквицы, шафрана и алоэ как общее тонизирующее средство», кроме того, по его сведениям, «анис, настоянный с шафраном на вине, излечивает воспаление глаз».

Кроме того, Седир упоминает о диком шафране, или безвременнике, который, по его мнению, служит мочегонным средством и используется для лечения подагры в составе различных смесей. Этот цветок соответствует февралю, а планетарно — Юпитеру [2].

Карл фон Эккартсгаузен в работе «Взгляд на магию» рекомендовал использовать для вызывания видений высушенные и сожженные катышки, составленные из шафрана, цикуты, белены, алоэ, опиума, мандрагоры, мака, ассафетиды и петрушки.

Скотт Каннингем приводит несколько иные сведения. По его данным, шафран весенний (Crocus vernus) имеет следующие соответствия:

Пол: женский.
Планета: Венера.
Стихия: Вода.
Сфера действия: любовь, видения.
Использование в магии: растущий у вас крокус притягивает любовь. Сожгите крокус вместе с квасцами в курильнице, и вы можете увидеть образ вора, ограбившего вас. Так поступали в Древнем Египте.

Шафран посевной (Crocus sativus), по Каннингему, имеет иные соответствия:

«Пол: мужской.
Планета: Солнце.
Стихия: Огонь.
Божества: Эрос, Ашторет.
Сфера действия: любовь, целительство, счастье, вызов ветра, плотская страсть, физическая сила, психические способности.
Ритуальное использование: финикийцы пекли печенье с шафраном в форме полумесяца, которое ели в честь Ашторет, богини Луны и плодородия»
Использование в магии: шафран добавляют в мешочки для пробуждения любви и плотского влечения. Он используется в целительских заклинаниях; настоем шафрана омывают руки, прежде чем приступать к исполнению целительских ритуалов. Одно время в Персии (Иране) женщины клали в пупок комочек шафрана, чтобы обеспечить себе быстрые роды. Выпитый отвар шафрана помогает увидеть будущее, а проглоченный шафран развеивает меланхолию. Один из древних авторов предостерегает от употребления в пищу слишком большого количества шафрана, чтобы "не умереть от радости"! Если хранить шафран в доме, то он отпугивает ящериц, а ношение венка из шафрана защищает от опьянения (а также является предметом шуток ваших друзей). В Ирландии настоем шафрана ополаскивали простыни, чтобы укрепить руки и ноги во время сна, а древние персы с помощью шафрана вызывали ветер».

А вот шафран узколистный (Crocus angustifolia), по Каннингему, может помочь развитию ваших сверхъестественных способностей:

«Сфера действия: понимание языка животных.
Использование в магии: шафран узколистный дарит способность понимать язык птиц и зверей. Когда вы собираете его, вы должны быть одеты в белое, быть босиком, со свежевымытыми ступнями. Сделайте шафрану подношение в виде хлеба и вина и аккуратно выкопайте. Носите шафран на себе для приобретения вышеупомянутых способностей» [3].

В Библии и Талмуде

В библейской «Песне Песней» шафран описывается очень поэтично:

«Запертый сад — сестра моя, невеста, заключённый колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами; садовый источник — колодезь живых вод и потоки с Ливана» [4].

В составленном в III–VI вв. Вавилонском Талмуде шафран описан как специя для воскурений в Иерусалимском храме:

Мудрецы учили в Барайте [5] смешиванию благовоний: бальзама и онихи, и гальбана, и ладана, семьдесят манэ весом [6]. Мирры и кассии, и нарда, и шафрана шестнадцать манэ весом. Костоса двенадцать манэ; ароматной коры три манэ; и девять манэ корицы. Щёлок объемом девять кав [7]; кипрское вино объемом три сеа и еще три кав — полсеа [8]. Если у кого-то нет кипрского вина, он приносит старое белое вино. Содомскую соль добавляют в объеме четверти кав. Минимум «дымянки» — растения, из-за которого дым благовония поднимается ввысь. Рабби Натан [Вавилонский] говорит: «Ещё следует добавлять немного янтаря из долины Иордана...» [9].

В гностических текстах

Во «Второй Книге Иеу» из гностического «Кодекса Брюса» шафран используется Иисусом в процессе огненного крещения его учеников Духом Святым (или Духовного Крещения), и описание этого таинства начинается следующим образом:

«Поставил он благовоние Крещения Духом Святым, возложил виноградные лозы, и можжевельник, и касдаланф, и шафран, и мастиковую (смолу?), и корицу, и мирру, и бальзам, и мёд. И поставил он два сосуда вина, один справа от благовония, воздвигнутого им, а другой слева, и возложил на него хлеба по числу учеников. И запечатлел Иисус учеников Печатью...» [10].

Примечания

  1. Цит. по изд.: Феофраст. Исследования о растениях / Пер. с древнегреч. и примеч. М.Е. Сергеенко; ред. акад. И.И. Толстого и чл.-кор. АН СССР Б.К. Шишкина. — М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951. — (Классики науки / Акад. наук Союза ССР). — C. 284-285.
  2. Седир, Поль. Магические растения. — Ногинск: Российский Остеон-фонд; М.: Амрита-Русь, 2008. — (Серия книг «Электронная энциклопедическая библиотека»).
  3. Каннингем, Скотт. Магия трав от А до Я. Полная энциклопедия волшебных растений / Пер. с англ. И.И. Малковой. — СПб.: Издательская группа «Весь», 2015. — С. 147 и 271-272.
  4. Песн. 4:12-15.
  5. Барайта — устная древняя иудейская традиция.
  6. 1 манэ кадеш = 573,6 грамм.
  7. 1 кав = 2197,6 куб. см.
  8. 1 сеа = 13184,4 куб. см.
  9. Критот, 6а:15. Тж. этот трактат называют «Керитот». См. тж. ст. Что такое кторот — храмовые воскурения?
  10. Гл. 47 (с. 112), пер. А. Момы (ркп.). См. тж.: The Books of Jeu and the Untitled Text in the Bruce Codex / Text Ed. by Carl Schmidt; Translation and Notes by Violet McDermot. — Leiden: Brill, 1978. — (Nag Hammadi Studies, 13). — P. 152-153.

Наши странички в интернете:

📌Сообщество Telegram: https://t.me/aleistercrowley93

📌Сообщество ВКонтакте: https://vk.com/wiki93

✍🏼Сайт: https://www.wiki93.ru/index.php/Телемапедия