Бразильский карнавал (порт. Carnaval do Brasil) – ежегодный фестиваль в Бразилии. Бразильский карнавал является крупнейшим народным праздником страны и имеет некоторые отличия от карнавалов как в Европе, так и в других странах Латинской Америки. Кроме того, существуют региональные вариации карнавала в самой Бразилии. В карнавале в Рио-де-Жанейро, согласно Книге рекордов Гиннесса участвовали 4,9 млн человек, из которых 400 тыс. были туристами.
Карнавал проводится за сорок дней до Пасхи и знаменует собой окончание подготовительного периода к Великому посту. В течение Великого поста католикам предписывается сосредоточение на молитве и воздержание от телесных удовольствий, от употребления животной пищи, в том числе мяса. Считается что бразильский карнавал берёт начало от португальского аналога масленицы – уличных развлечений, во время которых шалуны обливали друг друга водой, осыпали мукой и сажей, бросались тухлыми яйцами и т. д. Португальская масленица происходила также накануне Великого поста – периодом покаяния (освобождения от греха). Именно освобождение стало символом и основным содержанием отражённым в карнавале.
В Бразилии появляются первые «блоки» (blocos –праздничные группы, выстроенные прямоугольником), «верёвки» (cordoes – праздничные группы, выстроенные верёвочно) и «корсары» (corsos – праздничные группы, стилизованные под пиратов), а также парады украшенных автомобилей. С тех пор праздник набирает силу и достигает практически всех уголков Бразилии. Год за годом становятся богаче танцы и песни, появляются новые напевы и ритмы, как например знаменитые маршики. В 1928 году в Рио-де-Жанейро возникает первая школа танца самбы под названием Deixa Falar. Созданная танцором самбы Исмаэлем Силвой, она позже переименовывается в Estacio de Sa, по имени основателя Рио-де-Жанейро. Из Рио традиция карнавальных парадов школ самбы распблоки, такие как «Олодум» (Olodum) и «Илэ Ае» (Ile Aye – дом жизни), которые имеют африканские мифологические корни.
Истоки бразильского карнавала по разным версиям восходят и к ритуальным пляскам Черной Африки, которые были завезены в Бразилию вместе с миллионами черных рабов и рабынь, и к языческим церемониям в честь древнеегипетского бога Осириса, и к Римским Сатурналиям.
Однако истинным предшественником бразильского карнавала считается португальский праздник «энтрудо», который традиционно отмечался в конце зимы, перед Великим постом. Энтрудо был признаком того, что весна уже не за горами, и являлся последней возможностью для людей от души повеселиться перед долгим периодом воздержания от всевозможных излишеств. Во время празднования, участники поливали друг друга водой, осыпали мукой, забрасывали тухлыми яйцами и томатами, символически демонстрируя, таким образом, богатство и изобилие.
Согласно историкам, первый карнавал в Рио прошел в 1641 году, его провел губернатор Сальватор Коррейа джи Са и Бенвидес, как чествование короля Дона Жоао IV. Празднества длились целую неделю: до пасхального воскресенья. Проводились уличные парады, показательные сражения, гонки, а также появление на улицах довольно грязных групп в масках – блоков – “blocos”.
Другое историческое празднование карнавала было в 1786 году, когда праздник совпал с королевским бракосочетанием. Однако первый бал-маскарад, зафиксированный историками, был проведен лишь 22 января 1840 года в отеле "Италия" в Рио (сейчас на этом месте расположилась площадь имени Тираденчиса). Билет стоил 2000 реалов ( в цену также входил и ужин).
Первым же полноценным карнавалом называют грандиозные празднества начала марта 1808 года, когда король Португалии Жуан VI приехал в Бразилию, спасаясь от войск Наполеона. Торжества сопровождались театральными представлениями, фейерверками и костюмированными шествиями, в которых участвовали королевские шуты и придворные.
В народе праздник получил название "Потешный день", во время которого могло произойти все, что угодно. Так простые люди дурачили друг друга всевозможными способами: обливали водой, закидывали друг друга сырыми яйцами, кукурузой и фасолью. А девушки... девушки могли помочиться с балкона прямо на головы понравившихся им парней, притом последние не обижались – такое проявление внимания расценивалось как заигрывание. И, конечно же, гулянья всегда сопровождались песнями и плясками.
А чуть позже и итальянские переселенцы внесли в историю карнавала свою лепту: они привезли в Бразилию частицу сказочных венецианских карнавалов.
Так, известно, что в середине XIX века в одном из отелей Рио впервые был устроен костюмированный бал, который позже превратился в традиционный. А несколькими годами позже участники маскарада впервые прошли по улицам одного из крупнейших городов Бразилии под звуки музыки.
В 1852 году в составе шествия первый раз приняли участие музыканты-любители, исполнявшие различные марши, под которые шагали участники парада.
Начиная с 1852 года берет свое начало новая традиция, которая потом станет чертой бразильского карнавала – это «зе-перейра». Так называли совокупность людей, которая идет с барабанами различного калибра. Первопроходцем с барабанами стал обычный сапожник Жозе Ногейра с друзьями, которые взяли инструменты, и пошли по улочкам в карнавал.
Когда в Рио с 1870 году начали прибывать чернокожие рабы, работающие кофейных плантациях, в стране началось внедрение африканской культура, а карнавал начал приобретать особенности «Ranchos» – это шествия в совокупности мужского и женского пола в танце. Это и было истоком современной школы самбо.
Начиная с 1900 года главным местом карнавального парада аллегорических повозок становится Руа до Оувидор. В 1907 году открывается Авенида Сентраль и праздник перемещается сюда. Тогда же карнавал в духе времени пополняется новинкой – корсо (так назывался парад автомобилей), разукрашенных и заполненных развеселыми молодыми людьми, швыряющими в зрителей конфетти и серпантин и обливающими друг друга одеколоном из специальных приспособлений. Корсо становится яркой страницей в истории карнавала.
В 1930-е годы каждый владелец автомобиля в Рио считал своим долгом сделать все возможное и невозможное для того, чтобы добиться права на участие в карнавальном шествии.
В 1932-м организаторы главного карнавального бала в Муниципальном театре Рио неофициально отмечают наградами лучшие костюмы бала.
С 1935 года состоялся первый официальный карнавальный парад, он прошел на площади Одиннадцатого Июня. Место проведения карнавала потом изменялось несколько раз.
В 1950-е годы уже огромная толпа народа ожидает участников костюмированного бала при входе в главный театр Рио для того, чтобы оценить великолепие их нарядов. Муниципальный бал и конкурс костюмов становятся неотъемлемой частью карнавальных празднеств.
В 1984 на проспекте Маркиза Сапукаи возвели Самбадром. Он представляет собой сооружение в 3 этажа. Длина площадки около 700 м., а в ширину 13 м., есть трибуны для зрителей, здесь может разместиться 70 000 человек. Самбодром – это всегда сказка, которая создается фантазией дизайнеров и самими бразильцами.Открывает действо карнавальный марш "Расправь крылья", который специально для праздника написал еще в 1899 году Шкинья Гонзаго.
К параду участники готовятся в течение всего года, именно поэтому шествие разряженных танцоров выглядит таким слаженным.
Праздник начинается с открытия карнавала, в рамках которого мэр Рио-де-Жанейро торжественно вручает ключи от города главному распорядителю гуляний – Королю Момо. Ежегодно на этот пост выбирают одного из самых полных жителей Рио, который должен весить не менее 110 кг. На четыре дня Король Момо официально становится главой города и даже имеет право издавать указы. Однако времени на это у него, как правило, не остается, поскольку он обязан присутствовать на всех мероприятиях карнавала, много есть, пить, танцевать и веселиться, подавая пример остальным участникам и зрителям.
Главным событием карнавала становится парад школ самбы – это самое известное зрелище из всех событий карнавала в Рио: на украшенных платформах, двигающихся по городу, в течение трех ночей полуобнаженные танцовщицы и танцоры в красочных костюмах из перьев и страз танцуют самбу. При этом звуковое сопровождение обеспечивают сотни музыкантов, над толпой запускают салюты, а изюминкой шествия нередко становится выступление мировых знаменитостей.
Заканчивается праздник в «пепельную среду».
Первый день бразильского карнавала начинается с выступления детской школы самбы. А вот в воскресенье и понедельник все присутствующие могут насладиться завораживающими движениями профессиональных танцоров, представляющих лучшие школы премьер-лиги. Кульминация яркого карнавала – фантастический парад танцевальных команд, подготовленных в различных школах самбы, длящийся три ночи подряд.
На четыре дня самбадром «Маркиз де Сапукаи» превращается в волшебную сказку, созданную талантом и фантазией дизайнеров. Перед публикой открывается потрясающее зрелище: на движущихся ярко украшенных платформах под зажигательные ритмы самбы танцуют бразильские красавицы, украшенные перьями и блесками.
Но бразильский карнавал – это не просто танцы. Каждая из 12 школ готовит выступление на определенную тему, которой должно соответствовать все: оформление платформы, костюмы, музыкальное сопровождение и танец. До начала праздника темы, выбранные участниками, держатся в строжайшем секрете.
Школы стремятся выбрать интересные направления выступлений, затрагивающие нетривиальные вопросы: ледниковый период и развитие сельского хозяйства, охрана окружающей среды, Дарвин и теория эволюции. На выступление отводится 60-85 минут.
Для подведения итогов карнавала собирается состав жюри из 40 человек. При выставлении оценок учитывается множество критериев:
· Внешний вид танцоров (костюмы, макияж и др.)
· Соответствие оформления платформы выбранной тематике
· Музыкальное сопровождение
· Танцевальные движения и др.
.
История карнавальных костюмов Бразилии – это увлекательное путешествие, отражающее яркое и разнообразное культурное наследие страны. С годами эти костюмы развивались и стали неотъемлемой частью празднования карнавала, демонстрируя богатое наследие и творчество бразильского народа.
Эволюция карнавальных костюмов в Бразилии является свидетельством динамичного характера фестиваля. Созданные в 18 веке, костюмы изначально создавались под влиянием европейских балов-маскарадов. Сложные маски, элегантные платья и замысловатые головные уборы были нормой. Однако со временем бразильская культура начала утверждать себя, придавая костюмам уникальный и неповторимый стиль.
Цвета и символы имеют огромное значение в бразильской культуре и играют ключевую роль в карнавальных костюмах. Каждый цвет имеет определенное значение, представляя различные аспекты бразильской идентичности. Например, зеленый означает надежду и изобилие, желтый – процветание и богатство, а синий – верность и веру. Эти яркие цвета часто комбинируются, создавая привлекательные и завораживающие костюмы, очаровывающие зрителей.
Костюмы карнавала – это не просто блестящие наряды. Каждый элемент имеет свою роль и символику. Например:
– Перья символизируют лёгкость и свободу. Их использование связано с природой Амазонии и птицами, населяющими тропические леса.
– Яркие цвета – дань радости, энергии и жизнелюбию. В цветовой гамме часто используют желтый и зеленый, которые отражают цвета национального флага Бразилии.
– Блестки и стразы олицетворяют сияние солнца и богатство духа.
– Ручная работа костюмов говорит о том, что каждая деталь создается с любовью и вниманием, что делает наряды уникальными.
Одно из самых глубоких влияний на бразильские карнавальные костюмы оказала африканская культура, пришедшая в страну в эпоху рабства. Африканские традиции, музыка и танцы существенно повлияли на празднование карнавала, в том числе на костюмы. Африканские мотивы, такие как племенные узоры, религиозные символы и традиционные головные уборы, можно увидеть во многих костюмах, демонстрируя объединение культур, характеризующее Бразилию.
Влияние африканской культуры особенно очевидно в школах самбы, которые являются центром карнавальных парадов. Эти школы конкурируют своими экстравагантными и тщательно изготовленными костюмами, часто отдавая дань уважения африканским божествам и культурным иконам. Костюмы, украшенные яркими африканскими принтами, бусами и ракушками, олицетворяют дух стойкости и праздника.
Бразильские карнавальные костюмы охватывают широкий спектр стилей, каждый из которых представляет уникальный аспект богатого культурного наследия и художественного самовыражения страны. От традиционных нарядов, уходящих своими корнями в историю, до современных творений, раздвигающих границы, разнообразие костюмов на бразильском карнавале поистине поражает.
Традиционные костюмы занимают особое место на бразильском карнавале, а такие знаковые персонажи, как Байанас, Коломбина и Пьеро, оставляют свой след. Байаны, вдохновленные женщинами Баии, носят струящиеся юбки, блузки с замысловатыми узорами и традиционные повязки на голову, известные как тюрбаны. Они олицетворяют афро-бразильскую культуру и часто считаются хранителями традиций во время праздников.
Коломбина, традиционный венецианский персонаж, также стала основным блюдом бразильского карнавала. Она известна своей нежной маской, пернатыми веерами и изысканным нарядом, украшенным блестками и кружевом. Colombina олицетворяет элегантность, очарование и изысканность, контрастируя с энергичной и яркой атмосферой Карнавала.
Пьеро, еще один классический персонаж, известен своей клоунской внешностью. Одетый в свободный белый наряд, часто украшенный крупным горошком, Пьеро очаровывает своим причудливым очарованием. Его наивный и влюбленный образ привносит в праздник нотку меланхолического романтизма.
Помимо традиционных костюмов, Бразильский карнавал также известен своим современным дизайном, расширяющим границы творчества. Костюмы самбы, вдохновленные энергичным и ритмичным танцевальным стилем, сияют и экстравагантны. Эти костюмы часто украшены замысловатой вышивкой бисером, перьями и обилием блесток, передающими суть буйного духа карнавала.
Перья играют важную роль во многих современных костюмах, добавляя движения и визуальной интенсивности. Большие пернатые крылья, головные уборы и воротники создают поразительное визуальное зрелище, завораживая зрителей, покачиваясь и двигаясь синхронно с движениями танцоров. Перья символизируют свободу, трансформацию и связь между людьми и яркой природой Бразилии.
Головные уборы, еще одна неотъемлемая часть современных карнавальных костюмов, созданы невероятными. Их можно украсить перьями, блестками и другими украшениями, часто достигающими большой высоты и создавая потрясающий визуальный эффект. Головные уборы олицетворяют величие торжества и демонстрируют невероятный артистизм и мастерство костюмеров.
Использование масок в карнавальных костюмах растянулось на 70 лет с 1870 до 1950. После 1930 масок стало все меньше и меньше: из-за роста цен на материю и украшения. Костюмы молодежи становились все более и более минимальными: максимальная свобода движений, а также возможность избежать перегрева и теплового удара.
Самыми популярными костюмами времен имперской Бразилии и начала Республики были: скелет, старик, осел (с ушами и прочим), врач, летучая мышь, дьявол с обезьяной, смерть, принц, китаец-мандарин, раджа и магараджа. К сожалению, использование полного костюма начало исчезать с началом депрессии в стране. А классические костюмы комедии дель арте, такие как Пьерро, Арлекин, Колумбина и домино, чаще использовались комедиантами. К сожалению, они также были запрещены полицией.
Медленно, но верно мужской карнавальный костюм уходил от белых штанов и спортивных рубашек – поло в сторону шорт и оголенного торса. Все эти изменения окончательно оформились к 1950. Женщины также стали носить более легкие одежды, и наконец-то пришли к выводу, что купальный костюм и украшения – намного практичнее. После трех веков истории карнавала, типичный современный карнавальный костюм в Рио – бикини для женщин и голый торс для мужчин (не забывайте про жару в это время года).
Наряду с традиционными и современными костюмами на бразильском карнавале растет тенденция использования дизайнерских и индивидуальных костюмов. Известные модельеры сотрудничают со школами самбы и артистами, создавая уникальные, напоминающие кутюр изделия, являющиеся настоящими произведениями искусства. Эти костюмы сочетают в себе инновации, стиль и культурные отсылки, расширяя границы творчества и стирая грань между модой и производительностью.
Также приобрели популярность костюмы, изготовленные по индивидуальному заказу, позволяющие отдельным участникам выразить свою уникальную индивидуальность и творческий потенциал. Многие предпочитают украшать свои костюмы индивидуальными украшениями, аксессуарами и тканями, добавляя свою индивидуальность к яркому гобелену Карнавала.