Найти в Дзене
С Богом по жизни

Приносите плод Господу

Горница, пасхальный ужин, приближающийся крест, неотложность подготовки учеников — вот на каком фоне Иисус произносит Свою беспримерную прощальную речь, записанную в Ин. 14—16. Именно в этой речи Господь оставил нам удивительный образ лозы и ветвей. Ученые гадают, что вдохновило Христа на этот образ. Может быть, плод виноградный, который был на их столе во время учреждения Господней вечери. Может быть, виноград у дома, видневшийся через окно. Если эта маленькая группа покинула горницу до окончания речи (см. Ин. 14:31), то они могли видеть виноградник. Возможно даже, что они проходили мимо храма с его золотой виноградной лозой и гроздьями. Не исключено, что Христос захотел воспользоваться знакомым образом из Ветхого Завета (Пс. 79; Ис. 5; Иер. 2). Конечно, Он мог просто воспользоваться этим всем понятным образом виноградной лозы. Не так важно, почему Иисус взял этот образ, как то, чего Он надеялся достичь Своей иллюстрацией. Совсем скоро Он покинет землю. Его ученикам придется продолжат
Оглавление

Горница, пасхальный ужин, приближающийся крест, неотложность подготовки учеников — вот на каком фоне Иисус произносит Свою беспримерную прощальную речь, записанную в Ин. 14—16. Именно в этой речи Господь оставил нам удивительный образ лозы и ветвей.

Ученые гадают, что вдохновило Христа на этот образ. Может быть, плод виноградный, который был на их столе во время учреждения Господней вечери. Может быть, виноград у дома, видневшийся через окно. Если эта маленькая группа покинула горницу до окончания речи (см. Ин. 14:31), то они могли видеть виноградник. Возможно даже, что они проходили мимо храма с его золотой виноградной лозой и гроздьями. Не исключено, что Христос захотел воспользоваться знакомым образом из Ветхого Завета (Пс. 79; Ис. 5; Иер. 2). Конечно, Он мог просто воспользоваться этим всем понятным образом виноградной лозы.

Не так важно, почему Иисус взял этот образ, как то, чего Он надеялся достичь Своей иллюстрацией. Совсем скоро Он покинет землю. Его ученикам придется продолжать Его работу. Им необходимо понимание, как ее исполнять. Это и было фоном следующих слов Господа:

“Я истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите — и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Это сказал Я вам, чтобы радость Моя в вас была, и радость ваша будет совершенна. Это заповедь Моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас... Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам” (Ин. 15:1-12, 16).

Первоначально эти слова были обращены к апостолам и имели для них особое значение (см. Ин. 15:16). Однако суть учения в стихах 1-12 можно отнести ко всем христианам.

Через эти стихи проходят три великие темы: (1) следование Божьим заповедям, (2) принесение плода Господу и (3) пребывание в Божьей любви. Подобно ножкам трехногого табурета, эти темы поддерживают друг друга. В нашей проповеди мы сосредоточимся на второй теме — принесении плода — и на одном аспекте плодоношения.

РЕАЛЬНОСТЬ ПРИНЕСЕНИЯ ПЛОДА

Главная идея всего отрывка состоит в том, что ветви на виноградной лозе имеют свое назначение, и это назначение — плодоносить (Ин. 15:2, 4, 5, 8). Виноградарь не может допустить существования ветви, не выполняющей своего предназначения. Поскольку такие ветви забирают питательные вещества у плодоносящих ветвей, то их отсекают от лозы (ст. 2, 6). Так же и мы, христиане, имеем свое назначение: приносить плод. Иисус сказал: “Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками” (ст. 8). Принесение плода — не личное дело каждого. Принесение плода — не приложение к другим христианским делам. Принесение плода — наше назначение; это суть последования Христу. Если мы не плодоносим, мы утрачиваем смысл своего существования.

Что это за “плод”, который мы должны приносить? Новый Завет по-разному употребляет термин “плод”. Некоторые считают, что “плод” в Ин. 15 — это “плод Духа”. Павел писал: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5:22, 23). Близки к этому те, кто утверждает, что мы исполняем повеление приносить плод, когда развиваем в себе Христовы качества. Некоторые указывают, что слово “плод” может означать все положительные результаты жизни и работы для Господа. Вот еще слова Павла: “Ибо для меня жизнь — Христос... Но если я буду продолжать жить во плоти, то порадуюсь плодам своих трудов” (Фил. 1:21, 22; Современный Перевод).

Чаще всего слово “плод” в Библии означает репродукцию и результаты этой репродукции (Быт. 1:11; Лк. 1:42). Кто-то заметил, что плод яблони — яблоко, плод апельсинового дерева — апельсин, а “плодом” одного христианина должен быть другой христианин. В физической области человечеству было сказано: “Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю” (Быт. 1:28; см. также Быт. 9:1, 7). Подобное существует и в духовном мире. Павел пишет: “Так и вы, братья мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому [то есть состоять в браке с другим], Воскресшему из мертвых [то есть Христу], — да приносим плод Богу” (Рим. 7:4).

В Рим. 7:4 возможен общий смысл слова “плод”, но иллюстрация брака подсказывает, что плод — это дети, духовные дети, то есть новые христиане. Возможно, и сам Павел в письме к римской церкви имел в виду именно такого рода плод. Он писал братьям, что хочет прийти к ним, “чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов” (Рим. 1:13).

Нужно ли по отношению к “плоду” в Ин. 15 остановиться на каком-то одном из упомянутых вариантов? Разве можно развить Христовы качества, не развивая плодов Духа, которые приведут к положительным результатам? Разве можно уподобляться Христу и наполняться Духом, не прилагая усилий к тому, чтобы евангелизировать идущих к погибели? Иисус сказал, что Он “пришел взыскать и спасти погибшее” (Лк. 19:10), а мы должны идти “по следам Его” (1 Пет. 2:21). Мы должны признать важность свидетельства о своей вере для спасения душ.

Учитывая все это, примите во внимание следующее: сама лоза не плодоносит; это функция ветвей. Лоза дает ветвям возможность делать свое дело, но приносить плод должны сами ветви. Если ветви не плодоносят, то и плода никакого не будет. Если мы с вами не будем делиться своей верой с идущими к погибели, никто не спасется.

Новый Завет не столько велит свидетельствовать о своей вере, сколько считает это естественным результатом христианской жизни. Многие из нас знакомы с великим поручением из Евангелия от Матфея: “Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Мф. 28:19). Буквальный перевод таков: “Итак, идя, делайте учениками все народы”. Иными словами, “Когда идете, учите всех, кого встречаете”. Так и случилось, когда иерусалимская церковь рассеялась в результате гонения: “...произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии... Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово” (Деян. 8:1, 4).

Если мы понимаем, о чем мы свидетельствуем, то это свидетельство будет для нас естественным. Мы рассказываем о нашей вере в Иисуса; мы рассказываем о евангелии, доброй вести. Только что обручившуюся девушку не нужно просить показать свое обручальное кольцо. Для нее это естественно. Молодого отца не нужно уговаривать рассказывать другим о новорожденном — и уж, конечно, вам не придется заставлять бабушку показать вам фотографию ее нового внука или внучки. Для них естественно делиться этой доброй вестью с другими. Мир, в котором так много трагедий, жаждет добрых вестей. А у нас есть добрая весть об Иисусе! Как естественно должно быть нам делиться с другими этой доброй вестью!

Кто-то может спросить: “А как? Как свидетельствовать о своей вере? Как приносить плод, приводя других ко Христу?” Этот отрывок не поясняет “как”; он только говорит, что это очень важно. Существуют десятки, даже сотни способов свидетельства о своей вере. Все мы разные, и что получается у одного, может не получиться у другого. Какой бы способ вы ни избрали, он должен включать жизнь и учение. Павел в Фил. 2:15, 16 объединил эти два фактора: “...чтобы вам быть безупречными и чистыми детьми Божиими, непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей моей в день Христов”.

(1) Жизнь. Вы должны жить верной христианской жизнью, придерживаясь одного и отвергая другое. Это значит, что вы должны вести добропорядочный образ жизни, любя других и помогая им. С другой стороны, вы должны изгнать из своей жизни зло, чтобы оставаться чистыми. Если вы не будете жить в соответствии с тем, чему учите, никто не будет слушать вашего учения.

(2) Учение. Какой бы добропорядочной ни была ваша жизнь, вам нужно еще и благовествовать. Некоторые думают, что если они живут в соответствии с истиной, то им не нужно учить других этой истине. Чем вы лучше Христа? Одной только Своей жизнью Он бы не принес плода. Он жил по истине, но еще и учил. Учить можно при помощи писем, брошюр, кинофильмов, видеозаписей или в личной беседе. Важно не то, как вы учите других, важен сам факт того, что вы их учите.

Позвольте вернуться к следующей мысли: как следует из Ин. 15, принесение плода — суть христианина. Если мы проникнемся важностью нашей роли как ветвей, то найдем способ, как приносить плод.

СВЯЗЬ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРИНЕСЕНИЯ ПЛОДА

Главное в учении Иисуса о принесении плода то, что мы не можем плодоносить без Иисуса. Стих 4 начинается словами “Пребудьте во Мне”.

Можно прочитать целую научную лекцию о связи лозы и ее ветвей. Можно рассказать о процессе осмоса: как корни лозы переносят из почвы к ветвям влагу и питательные вещества. Можно поговорить о фотосинтезе — действии солнечного света на хлорофилл в листьях. Однако это не урок по садоводству, а проповедь о связи, об отношениях. Можно понимать или не понимать принципы осмоса и фотосинтеза, но всем понятно одно: ветвь лишь тогда жива, когда она связана с лозой. Сколько бы времени ни росла ветвь в прошлом, какой бы она ни была — длинной и толстой, зеленой, здоровой с виду и красивой, — если эта ветвь не связана с лозой, она мертва.

То же можно сказать и о нашей связи с Христом: Он жизненно важен для нашей духовной жизни и нашего духовного роста. Мы крещены в Него (Рим. 6:3-6; Гал. 3:26, 27). В Нем мы — новое творение (2 Кор. 5:17). В Нем все духовные благословения (Еф. 1:3). В Нем мы имеем искупление (Кол. 1:13, 14).

Почему некоторые из нас не завоевывают души, как это следует делать? Почему мы не свидетельствуем о своей вере? Можно еще спросить: почему мы не растем духовно? Почему нерегулярно ходим на церковные собрания? Ответ на все эти вопросы один: у нас нарушена связь с Христом. Иисус сказал: “Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода...” (Ин. 15:5). Если наша связь не нарушена, если у нас правильные отношения, мы будем плодоносить.

Правильные отношения — это главное. Позвольте привести личный пример. Я мысленно возвращаюсь в тот день, когда я очень устал, был очень занят и с беспокойством думал о своих финансовых обязательствах. И тут раздался телефонный звонок. Звонила дочка. С отчаяньем в голосе она крикнула в трубку: “Папа, мне нужна помощь! Мне очень нужна помощь!” Я не сказал ей, что ужасно устал, что занят, что у меня нет денег. Я не сказал, что даже не знаю, как помочь ей. Если бы я не знал, то нашел бы того, кто знал бы, как это сделать. Уж как-нибудь я помог бы своей дочери. Почему? Да потому, что у нас с ней особые отношения.

Насущный вопрос нашего времени звучит так: “Какая у нас связь с Иисусом?” То есть крестились ли мы в Иисуса, а если крестились, то живем ли мы сейчас для Него? В своем первом послании Иоанн показал, что вопрос пребывания в Нем относится к каждому лично. Он сказал, что пребывающий в Нем будет поступать так, как поступал Он (1 Ин. 2:6), будет любить своего брата (2:9, 10) и перестанет грешить (3:6). Если наша связь с Иисусом не нарушена, мы найдем способ, как приносить плод.

В Ин. 15:1-12 Иисус делает несколько серьезных заявлений о последствиях, которые ждут тех, кто не приносит плода. В стихе 2 Он говорит: “Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает”. Стих 6 предупреждает, что такие ветви “бросают в огонь”. Однако этот отрывок не о том, что мы пойдем в ад за то, что не обращаем других или не приносим какой-то иной плод. Он учит, что мы погибнем, потому что не имеем правильной связи с Иисусом. Прочтите еще раз стих 6: “Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают”.

Те, кто не свидетельствует о своей вере, ищут причину: “Я робею”, “Людям неинтересно”, “Я плохой учитель”, “У меня нет достаточных знаний” или “У меня нет времени”. Они ищут причину, когда следует искать связь. Павел писал: “Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе” (Фил. 4:13).

УСЛОВИЯ ПРИНЕСЕНИЯ ПЛОДА

Теперь, когда мы выяснили суть принесения плода, которая в нашей связи с Лозой, давайте несколько минут посвятим тексту и откроем для себя некоторые практические требования к принесению плода. Некоторые думают, что для плодотворной евангелизации — то есть для бесед с другими о евангелии — нужен “подвешенный” язык, способности хорошего “продавца” и недюжинный ум. В отрывке об этих качествах нет ни слова. Зато выдвигаются четыре необходимые условия.

(1) Покорный дух. Бог — виноградарь (Ин. 15:1), виноградник принадлежит Ему. Он очищает даже плодоносные ветви (ст. 2). У всех нас есть некоторые плохие качества, которые нужно убрать! Я всегда должен быть покорным Ему и Иисусу. Христос сказал: “Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви” (ст. 10).

(2) Познавательный ум. Иисус сказал Своим ученикам: “Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам” (ст. 3). Одним из главных “очищающих инструментов” Бога является Его Слово. Христос сказал одиннадцати: “Если... слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите — и будет вам” (ст. 7).

Знание Слова Божьего жизненно важно для принесения плода, особенно в деле евангелизации. Изучение Библии и завоевание душ идут рука об руку. Если я действительно буду знать Слово, то захочу рассказать о нем, а если я буду рассказывать о нем, то почувствую необходимость знать его еще глубже. Иисус сказал: “Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся” (Мф. 5:6). Ничто так не улучшает вкус пищи, как тяжелая работа, и ничто так не придает “вкус” Божьему Слову, как работа для Господа, особенно в деле распространения истины.

(3) Преданное сердце. Мы должны всегда оставаться верными Иисусу. В Ин. 15 Он учит: “Пребудьте во Мне” (ст. 4). В ст. 7 Он говорит: “Если пребудете во Мне”, то получите определенные благословения. Мы уже отмечали, что наша связь с Господом во многом такая же, как у ветвей с лозой. Но в одном это сравнение не годится: у ветвей нет выбора, оставаться им с лозой или нет, — а у нас есть.

Библия учит, что верующий надежно защищен, а не тому, что отступничество невозможно. В Ин. 15 говорится, что, даже будучи привитым к лозе, я все равно могу быть отсечен и “брошен в огонь”. Чтобы спастись, я должен пребывать в Господе. В Судный день я не смогу вытащить справку о крещении и сказать: “Посмотрите, я крещен такого-то числа. Вам придется впустить меня”. (У меня лично нет такой справки о моем крещении, но в некоторых общинах выдают справки или сертификаты каждому крестящемуся). Крещение необходимо для спасения, но так же необходимо оставаться верным Господу (Отк. 2:10). Важно не только креститься “во Христа” (Рим. 6:3, 4; Гал. 3:26, 27), но и оставаться “во Христе” (Рим. 3:24; 6:11, 23; 8:1, 39; 2 Кор. 2:14; Фил. 4:7, 19; 1 Фес. 4:16).

(4) Постоянный рост. Основное свойство ветвей — постоянно расти. Как только их рост прекращается, они умирают. Кто-то написал: “Если на верхушке дерева нет новых побегов, это значит, что его корни поразила смерть”. Нам с вами нужно твердо знать, что с Божьей помощью мы будем расти в своей христианской жизни. И особенно нам нужно расти в вопросе плодоношения. Ин. 15 говорит, что мы должны приносить не просто “плод” (ст. 2), но “много плода” (ст. 5, 8) и еще “более плода” (ст. 2).

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИНЕСЕНИЯ ПЛОДА

В завершение проповеди давайте рассмотрим некоторые позитивные результаты принесения плода.

Мы будем расти духовно. Мы будем очищены; мы будем приносить много плода (ст. 5, 8) и еще более приносить плода (ст. 2). В этой проповеди плодом, который мы должны приносить, названа евангелизация. Я не знаю другой деятельности христианина, более тесно связанной с духовным ростом, чем завоевание душ.

Наши молитвы будут услышаны (ст. 7). Если ваша молитвенная жизнь не такая, какой должна быть, исследуйте свои отношения с Иисусом и спросите себя, приносите вы плод или нет.

Бог прославится (ст. 8). Помните, что виноградник принадлежит Ему, что Он — виноградарь. Когда ветви плодоносят, Он прославляется.

Мы покажем себя истинными учениками Иисуса (ст. 8).

Мы возрадуемся (ст. 11). Павел назвал обращенных им “радость и венец мой” (Фил. 4:1). Иоанн утверждал, что для него “нет большей радости”, чем слышать, что его “дети” по вере “ходят в истине” (3 Ин. 4).

Будут спасены души — наши и других людей!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мне очень нравится быть частью активной общины. Как здорово быть с христианами, которые счастливы и работают! И все же я боюсь, что мы порой так увлекаемся разработкой множества “проектов”, что забываем о том, какими мы, Господня церковь, должны быть. Иногда мы упускаем из виду тот факт, что цель нашего существования — приносить плод Богу. Принесения плода ничем не заменить. Да поможет нам Бог приносить Ему плод!

Дела | С Богом по жизни | Дзен