4 августа 1897 года в Ла-Алькудии, небольшой сельской местности недалеко от города Эльче в Испании, молодой парень по имени Мануэль Кампелло Эсклапес сам того не ожидая совершил открытие, которое навсегда изменило ход испанской археологии. Молодой человек принёс воду рабочим, которые расчищали землю для сельскохозяйственных работ. Пятнадцатилетнему Мануэлю было скучно и от нечего делать он взял кирку и принялся копать осыпающуюся землю небольшого холма. Неожиданно его кирка наткнулась на что-то твердое. Это была ниша из крупных камней, внутри которой находилось нечто необычное. Парень увидел странный бюст, изображавший женщину то-ли в замысловатом головном уборе, то-ли в странных украшениях.
Место находки, Ла-Алькудия, было известно своим богатым археологическим наследием, поскольку по всей территории находили остатки древнеримских и иберийских поселений. Но ничего подобного по масштабу и значимости ранее найдено не было. Когда бюст очистили от земли, рабочие были удивлены, увидев облик женщины. У неё был спокойный взгляд, тонкие черты лица, а голову украшал замысловатый головной убор, который позже стал культовым образом испанской культуры.
Высеченный из известняка бюст высотой 56 см удивительно хорошо сохранился. Лицо женщины было обрамлено большими украшениями в виде колёс по обе стороны головы, напоминающими традиционные иберийские женские украшения. Её грудь украшало крупное трёхъярусное ожерелье. Изящество изготовления свидетельствовало о том, что мастер был гораздо более утончённым, чем можно было ожидать от иберийского периода, который датируется 5-1 веками до нашей эры.
Новость о находке быстро распространилась за пределы Ла-Алькудии. Нашедшие бюст немедленно связались с местным землевладельцем и археологом Педро Ибаррой, который занимался документированием исторического потенциала региона. После осмотра бюста Ибарра осознал его важность, но у него не было ресурсов или опыта для дальнейшего изучения. И тут в историю вступает французский археолог Пьер Парис. Влиятельный специалист по испанским древностям, Парис в то время находился в Испании и захотел приобрести этот экспонат для Лувра в Париже.
К концу 1897 года, всего через несколько месяцев после своего открытия, "Леди из Эльче", или "Дама из Эльче" как почтительно назвали бюст, была продана и перевезена во Францию. Хотя точные финансовые детали сделки остаются неясными, распространено мнение, что экономическое давление на землевладельца, а также престижность выставленного в Лувре экспоната сыграли свою роль в принятии решения о вывозе артефакта из Испании. На протяжении десятилетий бюст находился далеко от своей родины, в Лувре, являясь символом иберийской культуры.
Только в 1941 году, во время Второй мировой войны, "Леди из Эльче" наконец вернулась в Испанию. Правительство Франко провело переговоры о возвращении нескольких важных культурных артефактов из Франции. Бюст был репатриирован и помещён в Национальный археологический музей Мадрида, где он находится и по сей день, являясь одним из самых ценных национальных символов Испании.
Несмотря на более чем столетнее изучение, истинное происхождение, предназначение и смысл "Леди из Эльче" остаются предметом споров. Однако, большинство учёные полагают, что она представляет собой погребальную урну, так как на спине фигуры была выемка, в которой специалисты обнаружили следы человеческого праха. Кроме того, в 2005 году в порах известняка обнаружены следы природного красителя, благодаря которому можно сделать вывод о полихромной раскраске бюста. Вероятно, он выглядел примерно так, как на картинке ниже.
Друзья, хочу напомнить, что у меня вышла книга "Реальные клады: от римского золота до тайников военного времени". Кому интересны реальные истории обнаружения кладов, то эта книга для вас. На WB её можно преобрести всего за 480р.