Жизнь Дороти Дэй была не самой традиционной для католички, но сегодня она оказывает глубокое влияние на многих католиков. В отношении неё даже ведётся дело о возможной канонизации. Она основала Католическое Рабочее Движение, и создавала “дома гостеприимства” действующие как очаги социальной взаимопомощи.
Чтобы понять Дороти Дэй, необходимо сначала кратко ознакомиться с Католическим подходом к социальной справедливости. Социальное учение Католической Церкви - это канонический набор взглядов на социальные проблемы. Современная история Католического социального учения началась в 1891 году с публикации документа "Rerum Novarum", написанного Папой Львом XIII. Эта папская энциклика была ответом на проблемы, вызванные промышленной революцией. Общими темами Католического социального учения являются забота об окружающей среде, отчасти левые экономические взгляды, забота о бедных и пацифизм. Католическая социальная справедливость - это не что иное как Католическое социальное учение, осуществляемое на практике.
В то время как духовенство в первую очередь отвечает за богословского обоснование социального учения Церкви, претворяют это учение в жизнь именно миряне. Это может включать в себя поддержку определенных политических решений или протест против них, создание благотворительных организаций и программ для помощи обездоленным, а также применение принципов Католического социального учения в повседневной жизни.
Дороти Дэй до Католичества
Путь Дэй к тому, чтобы стать католичкой, был долгим. Она родилась 8 ноября 1897 года в Нью-Йорке. Она стала журналисткой, и это было её призванием на протяжении всей жизни. Выросла она в атеистической семье. Несмотря на это, она с раннего детства интересовалась теологией. Она даже убедила своих родителей разрешить ей креститься в епископальную веру (одна из форм англиканства), когда ей было всего десять лет. Тем не менее, она не придерживалась какой-либо религии надолго, поскольку всегда была занята продвижением социальных проектов. В итоге, ей всё же удалось соединить свой анархизм, Католическое социальное учение и даже некоторые аспекты коммунизма, чтобы сформировать план миссии по изменению мира.
Путь к вере
Дэй на протяжении всей её жизни несколько раз арестовывали за участие в акциях протеста. Одно из тюремных заключений, в частности, помогло разжечь искру, которая в конечном итоге привела к её обращению в христианство. Дэй была арестована за участие в суфражистском протесте у Белого дома в 1917 году. “Суфражисты” - это люди (как правило, женщины), которые требовали от правительства США разрешить женщинам голосовать. В 1917 году ещё не существовало федерального закона, разрешающего женщинам участвовать в выборах.
Дэй практиковала политическую стратегию, известную как гражданское неповиновение. Гражданское неповиновение наиболее известно тем, что было излюбленным методом Мартина Лютера Кинга-младшего и многих (возможно, большинства) других активистов движения за гражданские права. По сути, это означало, что протестующие не подчиняются требованиям полиции, но и не прибегают к насилию. Гражданское неповиновение сопряжено с риском ареста.
Это тюремное заключение далось Дэй намного тяжелее, чем другие. Суфражисток пытали, насильно кормили и заставляли жить в нечеловеческих условиях. Дэй долгое время находилась в одиночной камере. Её единственной отдушиной в камере была Библия.
В последующие годы Дэй получила положительный опыт от посещения католических церквей. Она также познакомилась с католическими интеллектуалами, которые помогли ей сформулировать свой подход к социальной справедливости. Молитва Розария помогла ей обрести покой в трудные времена.
Обращение Дороти Дэй
Дороти Дэй крестила свою единственную дочь в Католической Церкви ещё до того, как сама стала католичкой. Это произошло в июле 1927 года. Однако Дэй не долго отставала от дочери: в декабре 1928 года она приняла католичество сама. Можно задаться вопросом почему она так долго ждала обращения в христианство? Возможно, её сдерживали политические убеждения.
Как активистка движения за социальную справедливость, она, естественно, пересекалась с коммунистическими активистами. Дэй всю свою жизнь была связана с коммунистами и разделяла с ними некоторые убеждения. Однако Католичество решительно выступает против государственного коммунизма. Основная причина этого заключается в том, что Католичество рассматривает частную собственность как право человека. Коммунизм также зачастую откровенно антирелигиозен. Дэй, как и коммунисты, страстно отстаивала права трудящихся. Она даже была расстроена тем, что не может участвовать в движении из-за своей религии.
«Коммунистическая партия заботилась о благосостоянии бедных, но была непреклонна в своем неприятии религии... [Дэй] спросила пожилого испанского священника в маленькой церкви Девы Марии Гваделупской, которую она посещала в зимние месяцы на Манхэттене, об этой тревожащей раздвоенности. Совет отца Захарии Сен-Мартена был обнадёживающим. "Продолжай работать", - сказал он ей. [Дэй в то время работала в коммунистической газете.] "У тебя есть ребенок, которого нужно содержать. Это должно быть твоим приоритетом, и если твоя вера достаточно сильна, тебе не нужно беспокоиться ни о чём другом».
Dorothy Day: Dissenting Voice of the American Century, by John Loughery and Blythe Randolph
Сотрудничество с Питером Мореном
Дэй познакомилась с Питером Мореном в декабре 1932 года. Встреча была случайной. Морен рассказал Дэй о Католическом подходе к социальной справедливости, и она, в свою очередь, смогла продолжить свой активизм в духе, соответствующем её католической вере.
Их убеждения хорошо сочетались. Дэй и Морен можно было бы назвать родственными душами, но без романтической составляющей. Вместе они основали газету под названием "The Catholic Worker" (“Католический рабочий”). По сей день каждый выпуск этой газеты стоит всего один цент. Название - пародия на коммунистическую газету "The Daily Worker". Католики, активисты борцы за социальную справедливость, и активисты-коммунисты обменивались взаимными шутками, продавая свои газеты на улицах.
Журнал "Catholic Worker" частично состоял из статей, в которых выражались взгляды Дэй на Католическое учение о социальной справедливости. Она писала большую часть статей, но и другие вносили свой вклад. Постепенно начало формироваться движение. Оно получило название "Католическое Рабочее Движение".
«Цель Католического Рабочего Движения - жить в соответствии со справедливостью и милосердием Иисуса Христа. Нашими источниками являются еврейские и греческие Священные Писания, изложенные в учениях Римско-Католической церкви, а вдохновенем для нас являются жития святых, "мужчин и женщин, выдающихся своей святостью, живых свидетелей Твоей неизменной любви.” Когда мы рассматриваем наше общество, которое обычно называют капиталистическим (из-за его методов производства богатства и контроля над ним), мы считаем, что оно находится далеко от Божьей справедливости».
The Catholic Worker, Май 2019
Католическое Рабочее Движение
Целями Католического Рабочего Движения являются:
- Изучение несправедливых систем, таких как большинство форм капитализма.
- Защита прав трудящихся.
- Осуждение распространения войн и оружия.
- Внедрение экологически чистых способов заработка, которые не зависят от корпораций или правительства.
- Забота о бедных.
В 1933 году Дэй и Морен начали создавать места, где люди могли бы жить. Это были первые “дома гостеприимства”. Основатели решили жить максимально скромно, вкладывая деньги и труд в обеспечение нуждающихся. На сегодняшний день в США насчитывается более 100 домов гостеприимства. Некоторые из них специализируются на определенных услугах, таких как предоставление убежища людям, дающим показания о нарушениях и злоупотреблениях на их рабочих местах, или предоставление бесплатных столовых.
Дэй верила в принцип субсидиарности. Субсидиарность является важной частью Католического социального учения. Это принцип, согласно которому проблемы должны решаться на самом низком возможном уровне, вместо того чтобы позволять крупным правительственным учреждениям заниматься всеми аспектами повседневной жизни. Власти Нью-Йорка не одобряли то, скольким людям Дэй разрешила жить в своём доме гостеприимства. Ей в свою очередь не нравилось, что она была обременена жилищными законами, хотя она едва пыталась управлять приютом для бездомных. Она обратилась в суд и была разочарована тем, что долгое время не могла даже изложить свою точку зрения, поскольку в судопроизводстве было полно таких же “несерьезных” дел.
Споры о канонизации
В данный момент Дороти Дэй находится в процессе канонизации. Однако есть аспекты её жизни, которые канонизацию усложняют. Во-первых, она совершила аборт. В книгах её авторства это не упоминается, однако она называет тот период своей жизни тёмным. Она опубликовала две книги своих мемуаров в 1950-х и 1960-х годах, когда об абортах обычно упоминали только за закрытыми дверями. Очевидно лишь то, что на неё оказали давление, вынудив сделать аборт, и она глубоко сожалела об этом.
В течение многих лет она считала, что эта процедура сделала ее бесплодной. Она была вне себя от радости, когда спустя годы, наконец, снова забеременела. Её дочь звали Тамара Тереза. Отец был противником Католичества, которое с каждым днём обретало для неё всё большее значение. Его также не интересовало отцовство. Дэй была убита горем из-за того, что ей пришлось с ним расстаться, но продолжение этих отношений также делало её несчастной.
Помимо аборта и внебрачных родов, есть и политические причины, по которым Дэй может не выглядеть на бумаге идеальной святой. В досье ФБР её называют коммунисткой и даже “рекомендовали рассмотреть вопрос о заключении Дэй под стражу в случае чрезвычайного положения в стране”.
Опасения сторонников "Дэй" по поводу канонизации
Жизнь Дороти Дэй не была свободна от противоречий, что усложняет процесс канонизации. При этом некоторые из тех, кто выступает против её канонизации, являются сторонниками Дэй. Некоторые критики её канонизации говорят, что причисление к лику святых выхолостило бы её образ.
Высокая стоимость процесса канонизации также вызывает споры. Некоторые люди считают, что Дэй предпочла бы, чтобы деньги были потрачены на нужды бедных. Дэй однажды сказала: “Не делайте меня банальной, пытаясь сделать из меня святую”. С одной стороны, эта цитата может быть использована для того, чтобы показать, какой скромной была Дэй. С другой стороны, некоторые воспринимают цитату буквально.
Что касается канонизации, способной выхолостить образ Дэй, то действительно предпринимались попытки исключить факт аборта, а также найти удобное объяснение её политическим убеждениям. Тем не менее, те, кто оправдывают её канонизацию, приводят веские доводы.
«Хорошо известно, что Дороти Дэй сделала аборт до своего обращения в христианство. Она сожалела об этом каждый день своей жизни. После того, как она перестала вести образ жизни, подобный тому, который вёл до обращения Св. Августин, она проявила себя решительной защитницей человеческой жизни... Я утверждаю, что совершённый ею аборт не должен препятствовать делу канонизации...»
«Также было отмечено, что Дороти Дэй часто казалась дружественной к политическим группам, враждебным Церкви, например, коммунистам, социалистам и анархистам. Необходимо разделять её политические взгляды на две части: до и после обращения. После своего обращения в христианство она не была членом подобных политических группировок и не одобряла их тактику или какое-либо отрицание частной собственности. Тем не менее, следует сказать, что она часто придерживалась общих с ними взглядов. Общим здесь было уважение к бедным и стремление к экономической справедливости…Её "политика" настолько основывалась на идеологии ненасилия, что её можно назвать аполитичной».
Cardinal John O’Conner, Catholic New York, 16 Марта, 2000.
Кардинал О'Коннер упоминает святого Августина Гиппонского, потому что он был известен своей далёкой от целомудрия жизни до обращения к Богу. Он является, возможно, одним из самых влиятельных святых во всём Католическом богословии. Как и Августин, Дэй писала о том, что целомудрие - это трудная, но важная вещь. Однако О'Коннер, возможно, кривит душой, когда утверждает, что Дэй не анархистка. Дэй действительно считала себя анархисткой после своего обращения, а именно католической анархисткой.
Сегодня некоторые историки классифицируют её систему взглядов как форму либертарианского социализма. Этот обобщающий термин применяется к политическим взглядам, сочетающим социалистические и анархистские убеждения. Либертарианские социалисты часто считают государственный коммунизм и капитализм одинаково порочными. В отличие от коммунизма, анархизм не обязательно противостоит католическим верованиям.
Наследие Дороти Дэй
Дороти Дэй умерла в 1980 году, но Католическое Рабочее Движение по-прежнему активно развивается. Газета “The Catholic Worker”, которую основала Дэй, по-прежнему выходит в свет. Дома гостеприимства, которые она основала, имеются по всему миру. Дэй написала восемь книг, не считая антологий статей.
В 2015 году Папа Франциск обратился к Конгрессу Соединенных Штатов. Он назвал имена четырех выдающихся американцев: Авраама Линкольна, Мартина Лютера Кинга-младшего, Томаса Мёртона и Дороти Дэй:
«В наше время, когда социальные проблемы так важны, я не могу не упомянуть слугу Божию Дороти Дэй, которая основала Католическое Рабочее Движение. Ее социальная активность, ее стремление к справедливости и защите прав угнетённых были вдохновлены Евангелием, её верой и примером святых».
Обращение Папы Франциска к Конгрессу США