На протяжении столетий художники считали художников эпохи Возрождения мастерами своего дела. Винсент Ван Гог называл скульптуры Микеланджело "великолепными", а в своих ранних работах Пабло Пикассо подражал стилю Рафаэля. Даже сюрреалист Сальвадор Дали описывал Ренессанс как результат "божественного гения".
Сложно поверить, что кто-то мог не любить или не восхищаться искусством эпохи Возрождения. Однако в XIX веке группа начинающих художников в Англии основала Братство прерафаэлитов, тайное общество, призванное отказаться от идеалов искусства Возрождения и создавать свои собственные.
КТО ТАКИЕ ПРЕРАФАЭЛИТЫ?
Прерафаэлиты - группа художников и поэтов, живших и работавших в викторианской Англии, основанная Уильямом Холманом Хантом, Джоном Эвереттом Милле и Данте Габриэлем Россетти в 1848 году, в качестве противостояния идеалам, популяризированным в эпоху Высокого Возрождения. В частности, Хант, Милле и Россетти считали, что искусство переживало свой золотой век до Рафаэля — художника, которого часто хвалили за его идеализированный подход, — и стремились вернуть натурализм и реалистичные детали в живопись.
Чтобы достичь этой цели, эти три художника, а также художники Джеймс Коллинсон и Фредерик Джордж Стивенс и скульптор Томас Вулнер, объединились, чтобы создать тайное сообщество. Вдохновленные и поддержанные современным критиком Джоном Рёскин, прерафаэлиты стремились "вернуться к природе" и оживить европейскую художественную сцену XIX века.
РАННИЕ ГОДЫ
В течение года художники работали скрытно, отказавшись от традиционных уроков в Королевской академии искусств ради тайных встреч в своих лондонских домах. Однако в 1849 году они решили явить себя публике, выставив две картины в Королевской академии — "Изабелла" Милле и "Риенци" Ханта. Помимо своих имен, художники помечали полотна инициалами "PRB" — хотя критики, похоже, тогда не заметили этой подсказки.
Более официально художественное сообщество дебютировало в печати. В январе 1850 года они выпустили первый номер The Germ, периодического издания, в котором делились работами и взглядами. В дополнение к иллюстрациям, офортам и стихотворениям различных членов группы, в The Germ также публиковали эссе об искусстве и литературе людей, связанных с движением.
После двух плохо принятых выпусков прерафаэлиты решили изменить название своего журнала на Art and Poetry. Однако этот ребрендинг не оказал положительного влияния на продажи, поэтому издание было прекращено через два месяца.
РАСПАД
На распад общества прерафаэлитов повлияли не только провальная выставка и издание журнала. Во-первых, "Христос в родительском доме" — картина Милле, одного из самых выдающихся членов группы — была признана "уродливой" и, следовательно, богохульной. Кто возглавляет крестовый поход против Милле? Никто иной, как Чарльз Диккенс, один из самых важных писателей викторианской Англии.
В разгромной рецензии Диккенс назвал Христа Милле "отвратительным, с кривой шеей, рыдающим, рыжеволосым мальчиком в ночной рубашке, который, кажется, получил тычок, играя в соседней сточной канаве, и который держит его перед созерцанием стоящей на коленях женщины, такой ужасной в своем уродстве, что (если предположить, что какое-либо человеческое существо могло бы просуществовать мгновение с таким вывихнутым горлом), она бы выделялась среди остальной компании как чудовище в самом отвратительном кабаре во Франции или в самом низкопробном питейном заведении в Англии".
В дополнение к этой негативной статье, некоторые из участников пережили личную драму — после совместной поездки в Шотландию Милле сбежал с Эффи Грей, женой Джона Рёскина (их самого ярого сторонника). Неудивительно, что Рёскин был не добр к Милле в своих последующих рецензиях, и Милле в конечном итоге дистанцировался от группы, которая распалась к 1853 году.
Хотя эти противоречия, несомненно, привели к распаду общества прерафаэлитов, но и основана она была не на прочном фундаменте. Ее членов больше объединяло желание встряхнуть мир искусства, нежели общие художественные цели и ценности. "Их цели были расплывчатыми и противоречивыми, даже парадоксальными", — поясняет Британская библиотека, — "чего и следовало ожидать от молодого движения, состоящего из сильных духом людей, которые стремились модернизировать искусство, возрождая практики Средневековья".
ЖИВОПИСЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ
Тем не менее, даже имея разные взгляды и художественные подходы, картины, созданные прерафаэлитами, имели некоторые схожие черты. К ним относятся натуралистический и подробный подход к живописи, интерес к повествовательным темам и, что наиболее известно, предпочтение женщинам с длинными рыжими волосами. Каждая из этих черт отражены в картине Милле "Офелия", вдохновленной "Гамлетом" Шекспира.
Милле закончил картину за год до распада группы. Несмотря на то, что она была создана в разгар споров, произведение имело большой успех, критики назвали его "проявлением силы детального изображения" и "одной из самых интересных и сильных картин на выставке". Сегодня она остается символом движения и драгоценным экспонатом лондонского музея Tate Britain.
НАСЛЕДИЕ
Хотя движение прерафаэлитов просуществовало недолго, оно стало значимым периодом в истории искусства. Они вдохновили множество художников, включая Уильяма Морриса и английского художника Джона Уильяма Уотерхауса; стал отправной точкой для таких движений, как символизм; и даже оказал влияние на литературу. Довольно распространенным мнением является тот факт, что Толкин обращался к мифологическим сценам прерафаэлитов, когда писал "Хоббита" и "Властелина колец".
Хотя движение прерафаэлитов, возможно, было не принято и не оценено по достоинству за время своего мимолетного четырехлетнего существования, его наследие и влияние очевидно сегодня.