Незадолго до участия в «Наводчике» Жан-Поль Бельмондо вместе с режиссером Филиппом де Брока остроумно высмеял тип героя-супермена в пародии на «бондиану» под названием «Великолепный».
Бельмондо сыграл здесь сразу две роли - писателя бульварных детективов Франсуа Мерлена и бесстрашного агента "бондовского разлива" Боба Сен-Клера.
Парадокс заключался в том, что Боб был литературным детищем самого Франсуа. А тому до супермена было, ох, как далеко. Обремененный бесчисленными долгами, "творящий" свои "бессмертные шедевры" в тесной квартирке на окраине Парижа, бедняга Франсуа поочередно воевал то с водопроводчиками и электриками, не желавшими наладить работу санузла и электросети. То с маниакальным упрямством ломающейся пишущей машинкой. То со скрягой издателем, для которого выплата аванса в сотню франков была равносильна самоубийству...
Враги Франсуа представали на страницах его романов в самом мерзком виде. Великолепный Боб легко - в коротких перерывах между телефонными звонками и бесчисленными амурными похождениями - разделывался с мыслимыми и немыслимыми безобразиями на Земле... При этом насмешка над штампами зрелищных боевиков ничуть не мешала Бельмондо органично чувствовать себя в лирической линии любви неудачника Франсуа и студентки университета (Жаклин Биссе).
- Супермен, на мой взгляд, - явление грустное, - словно комментируя "Великолепного", сказал как-то сам Бельмондо. - Его ничего не трогает. Он лишен недостатков, которые и придают нашей жизни неподражаемую прелесть...
Другой популярный французский актер – Пьер Ришар – в отличие от сильных и удачливых героев Бельмондо создал комическую маску рассеянного чудака, который беспрестанно попадает в непредсказуемо нелепые ситуации, мимоходом побеждая кучу коварных врагов.
Фильмы с Ришаром – часто пародии на шпионские и гангстерские ленты («Высокий блондин в черном ботинке», «Укол зонтиком» и др.). Здесь его герой – пешка в большой игре «сильных мира сего». Однако ни о чем не подозревающий «высокий блондин» шутя-играя выходит победителем из жутко безвыходных ситуаций.
Внимательный зритель заметит, что подобная схема далеко не нова. Нечто похожее обыгрывалось и раньше во всевозможных «Разинях» и «Занудах».
И если в «Высоком блондине…» Ришар был еще в зените популярности своей комедийной маски, то, скажем, в криминальной комедии «черного юмора» под названием «Укол зонтиком» он работает, если так можно выразиться, на «отходах производства». Актеру, на мой взгляд, все труднее находить новые смешные штрихи и детали для роли везучего простофили. Вот и приходится снова ползать на четвереньках, крушить мебель и падать в воду.
«Инспектор-разиня» К. Зиди – еще один типичный «черный» комический детектив, где очередной простак побеждает коварного короля преступного мира.
В профессионализме авторам, конечно, не откажешь. В отдельных сценах есть и подлинное остроумие. Но в целом «юмор» картины возникает в ситуациях, которые иначе, как садистскими, думаю, не назовешь… Убийство, жестокое насилие здесь – пустяк. Кровавые подробности должны, вероятно, вызывать смех, а зрительская легковерие в достоверность экранного действия – смениться иронически-издевательским к нему отношением.
Немало черного юмора, правда, иного свойства и в картине Р.Энрико "Орел или решка".
... Комиссар полиции (Ф. Нуаре) встречается с преступником (М. Серро). Оба они люди пожилые, интеллигентные, с одинаковыми "слабостями": не сойдясь характерами со своими женами, они хладнокровно отправили их на тот свет...
В финале этого мрачноватого фильма герои, подружившись и повинившись друг другу в своих прегрешениях, вместе уплывают на роскошном теплоходе в далекое путешествие.
Что и говорить - родственные души! В этой картине Филипп Нуаре ("Африканец", "Старая дева") сознательно использует свое обаяние и имидж добряка. Но при этом время от времени намекает на то, что, как говорится, в тихом омуте...
Киновед Александр Федоров, 1990 год
P.S. Подробно о творчестве зарубежных кинозвезд и режиссеров можно прочесть в моей монографии: "Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)" (книга вышла уже несколькими изданиями, начиная с 2011 года), которая есть в сети (в pdf) в свободном доступе...