Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Царица предметов Анна Иоанновна: ее лохань, подушка, колокольчик — и семейные ценности

Анна Иоанновна была не так уж плоха в качестве русской императрицы, кто бы что ни говорил. Это ведь она приступила к реанимации флота, обучала дворян военному делу и вдвое увеличила производство чугуна в стране. Ну да, Анна любила блеск и собирала камушки — и даже кони ее ходили (скакали?) в колумбийских изумрудах. Ну так и время было тогда такое — время собирать камни и строить фонтаны. Полез с утра посмотреть анонс выставки «Драгоценности! Блеск русского двора» в Историческом музее, грядущей в эту среду, 18 декабря. И аж подпрыгнул от радости — ну, точнее, усы мои встопорщились, как у Рокфора из «Чип и Дейла» при слове «Сыр». «Ярким примером богатства и роскоши является туалетный прибор императрицы Анны Иоанновны, выполненный из золота в аугсбургской мастерской Иоганна Людвига Биллера. На выставке будут представлены отдельные предметы из этого комплекса», — сообщает музей. Иными словами, Эрмитаж прислал на выставку «тот самый» туалетный прибор Анны в узорах и золоте, который лично дл
Оглавление

Анна Иоанновна была не так уж плоха в качестве русской императрицы, кто бы что ни говорил. Это ведь она приступила к реанимации флота, обучала дворян военному делу и вдвое увеличила производство чугуна в стране. Ну да, Анна любила блеск и собирала камушки — и даже кони ее ходили (скакали?) в колумбийских изумрудах. Ну так и время было тогда такое — время собирать камни и строить фонтаны.

Портрет императрицы Анны Иоанновны, миниатюра 4,1×3,4 см, Григорий Мусикийский, 1730-е гг.
Портрет императрицы Анны Иоанновны, миниатюра 4,1×3,4 см, Григорий Мусикийский, 1730-е гг.

Полез с утра посмотреть анонс выставки «Драгоценности! Блеск русского двора» в Историческом музее, грядущей в эту среду, 18 декабря. И аж подпрыгнул от радости — ну, точнее, усы мои встопорщились, как у Рокфора из «Чип и Дейла» при слове «Сыр».

«Ярким примером богатства и роскоши является туалетный прибор императрицы Анны Иоанновны, выполненный из золота в аугсбургской мастерской Иоганна Людвига Биллера. На выставке будут представлены отдельные предметы из этого комплекса», — сообщает музей.

Рукомойная лохань, рукомойник, шкатулка и туалетная коробка из туалетного прибора Анны Иоанновны, Германия, Аугсбург, 1736–1740 гг. © Эрмитаж
Рукомойная лохань, рукомойник, шкатулка и туалетная коробка из туалетного прибора Анны Иоанновны, Германия, Аугсбург, 1736–1740 гг. © Эрмитаж

Иными словами, Эрмитаж прислал на выставку «тот самый» туалетный прибор Анны в узорах и золоте, который лично для меня — лучший рассказ о жизни принцесс, вечности семейных раскладов, ритмах государственного правления и даже придворной гигиене.

Давайте объясню:

О жизни и вечности

Анна, как мне кажется, поняла прелесть качественных предметов. В 17 лет ее отдали замуж за герцога нищей Курляндии, который тут же и умер. Следующие два десятилетия венценосная девочка провела в очень стесненных обстоятельствах.

«Герцогский замок был настолько разграблен, что первоначально двор герцогини вынужден был ютиться в заброшенном мещанском доме. Анне пришлось самой покупать новую обстановку», — сообщает справочник.

Подушка для рукоделия и флакончик из туалетного прибора Анны Иоанновны, Германия, Аугсбург, 1736–1740 гг. © Эрмитаж
Подушка для рукоделия и флакончик из туалетного прибора Анны Иоанновны, Германия, Аугсбург, 1736–1740 гг. © Эрмитаж

То есть, соломенная герцогиня сама себя обслуживала и точно знала — дорогая вещь проживет дольше. К тому же, всякий гламур — это красиво, почти всегда удобно, и это — можно пощупать.

Что прислал Эрмитаж в ГИМ, чтобы мы с вами поговорили о правлении Анны? Ее распоряжение от декабря 1731 года возобновить на Балтийском флоте регулярные учения с выходом в море, дабы «иметь сие и людям обучение и кораблям подлинной осмотр, ибо в гавани такелаж и прочее повреждение невозможно так осмотреть, как корабль в движении»?

Да кому спустя три века интересны срочные меры нового монарха по спасению флота, сгнившего при прежних? Нет, Эрмитаж, судя по материалам к выставке, прислал рукомойную лохань.

Поглядите, ну чем не корабль.

Рукомойная лохань, золото, литье, чеканка, гравировка, пунцирование, диаметр 48,0 см. Туалетный прибор Анны Иоанновны, Германия, Аугсбург, 1736–1740 гг. © Эрмитаж
Рукомойная лохань, золото, литье, чеканка, гравировка, пунцирование, диаметр 48,0 см. Туалетный прибор Анны Иоанновны, Германия, Аугсбург, 1736–1740 гг. © Эрмитаж

О вечности

К тому же, побывавшая на самом дне монаршей судьбы Анна отчетливо понимала важность имиджа. Придя – где на цыпочках, где боком-боком – к власти, она первым делом приказала отлить замену расколовшемуся при пожаре 1701 года Большому Успенскому колоколу (128 т) — главному голосу страны.

Новый колокол получился гораздо более имиджевым, чем предыдущий – и крупнее (202 тонны бронзы), и раскололся он сразу, не издав не звука. Зато этот рукотворный памятник себе до сих пор красуется посреди Кремля – и Анна на нём.

-5

Вот Екатерину Великую я что-то в Кремле сейчас не вижу. А неудачница Анна – стоит, топорщит носик. И Владимир Владимирович, проходя мимо, может быть, кивает ей.

Об имидже руководителя и гигиене царевн

В 1618 году мама подарила 22-летнему царю Михаилу Федоровичу увесистый золотой ковш (30,0×13,0×20,0 см) с рубинами, сапфирами, изумрудами и жемчугом. Банально — на стол поставить, а то перед гостями неудобно.

Какой ты царь, если твой пир не сверкает — сокровищницу Кремля до этого вчистую выгребли поляки. Ксения Иоанновна Романова поняла, что Мише нужно срочно латать имидж.

Слева: Кубок с крышкой, 1631-1633 гг., Германия, серебро, высота 41 см. Подарен царю Михаилу Федоровичу королем Дании Христианом IV. Справа: Ковш, золото, камни драгоценные, жемчуг. Подарен царю Михаилу Федоровичу мамой. © Музеи Московского Кремля
Слева: Кубок с крышкой, 1631-1633 гг., Германия, серебро, высота 41 см. Подарен царю Михаилу Федоровичу королем Дании Христианом IV. Справа: Ковш, золото, камни драгоценные, жемчуг. Подарен царю Михаилу Федоровичу мамой. © Музеи Московского Кремля

К 1730 году все монархи Европы брали посуду и туалетные принадлежности у ювелиров Аугсбурга в Баварии.

Вот и Анна Иоанновна купила там сразу всё нужное в дом мелким оптом: 38 единиц хранения в Эрмитаже и все сверкают так, что глазам больно.

Наследники оценили старания Анны. «Туалетный прибор в разное время хранился в личных комнатах нескольких царских резиденций. Но даже позднее, являясь экспонатом императорской коллекции драгоценностей он, согласно традиции, выдавался для одевания к венцу невест царского дома» — сообщает ГИМ.

Колокольчик с ручкой в виде трехгранной колонки на трех ножках в виде завитков. Золото, ковка, чеканка, полировка, пунцирование, диаметр 5,5 см, высота 10 см
Колокольчик с ручкой в виде трехгранной колонки на трех ножках в виде завитков. Золото, ковка, чеканка, полировка, пунцирование, диаметр 5,5 см, высота 10 см

Одеваясь, невеста звонила в колокольчик Анны — и неизбежно, наверное, вспоминала о той смешной неудаче с Царь-колоколом.

Но немецкие принцессы хорошо воспитаны. «Зато Анна достроила Петропавловский собор и воздвигла фонтан „Самсон“ в Петергофе», — добавляла принцесса, застыв над туалетным прибором. То ли для сохранения объективности, то ли потому что «Самсон» будто тем туалетным прибором и делан.

-9

В смысле — они с прибором решены в одной стилистике.

Ну вы поняли — очень-очень много золота посреди наших снегов.

И о консервативных ценностях

Анна Иоанновна не выиграла ни одной великой битвы — зато наладила в России коневодство. Она, в общем и целом, была не про то, почему небо плачет — а про бегать, гулять и играть в мячик. Историки говорят: Анна просто «продолжила курс, начатый Петром Великим», многое начатое дядей доделала — и кое-что из его наследия, утраченного последователями, вернула.

Например, вернула столицу в Санкт-Петербург. Дядя был бы рад.

Ну уж платяная щетка-то в золоте ей зачем, она что, сама чистила свои палто и береты? (тут у автора уже не выдержали нервы))). Золото, дерево,
Ну уж платяная щетка-то в золоте ей зачем, она что, сама чистила свои палто и береты? (тут у автора уже не выдержали нервы))). Золото, дерево,

Как оно бывает в быту? Мужчина отгрохает стены — а женщина наполняет их жизнью. Бетон и уют — они, если честно, друг без друга не живут. Начатое следует закончить, затем надо развесить занавесочки и включить музычку — вот тогда это дом.

Быть слаженной командой разных игроков с одной целью, играть последовательно, а не параллельно — такая вот консервативная ценность, чего уж проще.

Шкатулка, ковка, чеканка, полировка, пунцирование, 24×16,8 см, высота 16 см, ключ 5 см
Шкатулка, ковка, чеканка, полировка, пунцирование, 24×16,8 см, высота 16 см, ключ 5 см

В семье Романовых были трудности. Яркий муж Пётр умер, не успев закончить стены — они еще пахли сыростью (до двух метров сырости в Питере по весне бывало, если помните). А вдова Екатерина к тому моменту сама болела, устала, запуталась, горевала — быстро умерла. Внук Петя, правивший потом три года, вообще не считается, он был мальчик. «Постоянно занят беготнёю», — докладывал саксонский посол на родину.

А когда веселый подросток, увы, скончался от оспы — семья прислала бездетную племянницу Петра — хоть как-то присмотреть за хозяйством. И та вполне справилась, на мой взгляд. Более чем.

Туалетные коробки из  из туалетного прибора Анны Иоанновны, Германия, Аугсбург, 1736–1740 гг. © Эрмитаж
Туалетные коробки из из туалетного прибора Анны Иоанновны, Германия, Аугсбург, 1736–1740 гг. © Эрмитаж

Между нами говоря, так-то она на сырье зарабатывала: только выпуск меди, например, при Анне в России вырос в шесть раз. А колокола и колокольчики — это так, для души и с интересными людьми пообщаться. Пусть днем во всей Вселенной пахнет нефтью — вечером пусть в ней пахнет золотыми фонтанами и конями в изумрудах. Так для сна хорошо.

  • Выставка подготовлена при поддержке Фонда развития социальных инициатив Юрия и Марины Шамара, продлится до 12 мая 2025 года.

P.S. А конские изумруды в описанный туалетный прибор не входят, но страсть как хочется их показать.

Украшение сбруи коня Анны Иоанновны, Россия, около 1730 г, золото, колумбийские изумруды, ткань, кожа, металл; литье, чеканка, шитье; 8×10,5×2 см. © Эрмитаж
Украшение сбруи коня Анны Иоанновны, Россия, около 1730 г, золото, колумбийские изумруды, ткань, кожа, металл; литье, чеканка, шитье; 8×10,5×2 см. © Эрмитаж

Не знаю даже, как прокомментировать эту инвестицию Анны. Например, так: что-то кони ей попались привередливые.

Также почитать у меня

Петровичи против Иванычей: что осталось от призрачного императора Ивана VI?

«В бой тогда пошло семя Иоанна V (который, при всей своей немощи, породил пять дочек). С 1730-го по 1740 год лихо и странно правила Анна Иоанновна. Потом — правнук Ивана по другой его дочери, тоже Иван. Вот этот самый, Шестой...»

Что делать, если тебя никто не слушает и всё достало: секрет императрицы Марии Фёдоровны

«Сложнее всего Марии приходилось с мужем. Душный, мстительный параноик с детскими травмами — тот ещё партнёр. А эти его любовницы... В общем, императрица купила токарный станок...»