Найти в Дзене
дневник ролевика

"Лошадь плохо держит пулю..." как очередной миф

В современной литературе приходится встречать тезис, что якобы "лошадь плохо держит пулю, уж на что крупное животное - а сразу валится". В частности, автор сего блога встречал его у не таких уж плохих писателей. Однако люди воевали на лошадях в течение как двух или трех тысяч лет, последние пятьсот - и с применением огнестрельного оружия. В боевых лошадей неоднократно стреляли. Причем в эпоху огнестрела они уже, как правило, не имели никакой защиты, кроме, может быть, налобника-шанфрона - и того очень редко. Если бы лошади плохо выдерживали пулевые попадания, воевать на них стало бы невозможно. о чем нам говорит как и банальная логика войны, так и вполне конкретные примеры из исторических источников. Далее - примеры, коротко и схематично. "Заметки о кавалерии", Варнери, 1770-е: "лошадь должна быть очень серьезно ранена для того, чтобы упасть на том же месте ... коня не просто опрокинуть на том же месте [выстрелом], иначе как в случае, если пуля проломила череп." Воспоминания сквайра Р

В современной литературе приходится встречать тезис, что якобы "лошадь плохо держит пулю, уж на что крупное животное - а сразу валится". В частности, автор сего блога встречал его у не таких уж плохих писателей.

Однако люди воевали на лошадях в течение как двух или трех тысяч лет, последние пятьсот - и с применением огнестрельного оружия.

В боевых лошадей неоднократно стреляли. Причем в эпоху огнестрела они уже, как правило, не имели никакой защиты, кроме, может быть, налобника-шанфрона - и того очень редко.

Если бы лошади плохо выдерживали пулевые попадания, воевать на них стало бы невозможно. о чем нам говорит как и банальная логика войны, так и вполне конкретные примеры из исторических источников.

Далее - примеры, коротко и схематично.

"Заметки о кавалерии", Варнери, 1770-е: "лошадь должна быть очень серьезно ранена для того, чтобы упасть на том же месте ... коня не просто опрокинуть на том же месте [выстрелом], иначе как в случае, если пуля проломила череп."

Воспоминания сквайра Ричарда Аткинсона, роялиста, участвовавшего в 1640-х в английской Гражданской:

«… МОЙ КОНЬ ПОЛУЧИЛ к этому времени ДВЕ ИЛИ ТРИ МУШКЕТНЫХ ПУЛИ, что заставило его дрожать подо мной так, что я едва смог шпорами удержать его от того, чтобы лечь на землю; но он сослужил мне службу, довез до заводной лошади, и тут же умер…»

Мушкетная пуля того времени имела начальную энергию около 3000 Дж. Пистолетная - около 900 (да, испытывали и замеряли на аутентичных пистолетах и мушкетах). Для сравнения - дульная энергия пистолета Макарова всего 300 Дж.

Дуэль графа Понятовского и шведского подполковника, конная, в период где-то с 1704 по 1709:

"Первый выстрел подполковника, пистолет которого, очевидно, был заряжен двумя пулями, попал в голову и брюхо коня графа Понятовского, но последний, еще до падения своей лошади, прицелился в голову подполковника. Полученная последним рана не свалила его с лошади, а потому граф Понятовский, также как и его противник, взял в руку другой пистолет и, обойдя своего противника с тыла, заставил того просить пощады, что последний немедленно и сделал".

Здесь выражение "обойдя с тыла" подразумевает маневр отнюдь не пешком. Это терминология того времени. Здесь произошел именно что маневр конный - раненый двумя пулями конь Понятовского вывез графа в тыл противнику, "выиграв круп".

Далее...

В эпизоде с кавалеристом Дрейком с 11 пулевыми вмятинами на кирасе, также в нач. XVIII в., 1 пуля, как выяснилось, застряла в позвоночнике его отличного коня; тот оставался на ногах, ранение обнаружено вскоре при сдаче в плен, оказалось смертельным, конь умер на следующий день (Drake, С. 189) – для нашего предмета важно, что, опять же, конь не был выведен из строя мгновенно.

Далее. Опыт Первой Мировой войны, английский. Англичане тогда неоднократно ходили в конных атаках с мечами наголо на пулеметы - и, что интересно, частенько эти атаки были вполне успешны. Строй достигал обороняющейся пехоты и перекалывал ее на фиг. Но какая-то часть лошадей, порою очень большая, неизбежно получала пулевые ранения.

"...Одним из наиболее удивительных открытий … , подтвержденных ветеринарными тестами, стало то, что раны, в особенности от пуль относительно небольшого калибра патронов для нового поколения магазинных винтовок и пулеметов, показывали их намного меньшую проникающую способность и останавливающее действие против лошадей, чем ожидалось: винтовочная пуля, попавшая в лошадь во время атаки, даже с 50 ярдов [ок. 45 м] не опрокидывала ее, кроме случаев попадания в крупные кости или жизненно важные органы»
...
Опыт 2-й англо-бурской войны дал примеры чрезвычайно стойкости лошадей к огнестрельным ранениям. Например, в сентябре 1900 г. был зафиксирован случай попадания винтовочной пули под самым глазом с выходным отверстием на дюйм ниже второго глаза; ранение никак не повлияло на самочувствие и работоспособность лошади. В другом случае в лошадь, ведомую в поводу (после спешивания кавалеристов) попала пуля: вошла в одно ухо, вышла и другого, лошадь полетела кувырком. Вскоре после этого она самостоятельно поднялась на ноги и когда бой закончился, была напоена и накормлена как ни в чем не бывало, и далее несла службу еще несколько месяцев (что для англо-бурской, при огромных небоевых потерях, уже само по себе было достижением, даже без других ранений).
...
Лейтенант Хэд Управления ветеринарной службы, прослуживший всю англо-бурскую с кавполком, отмечал, как хорошо переносились «ранения, причиненные [винтовочными] пулями Маузер, если их не беспокоили. Я встречал лошадей с простреленными костями ног, животом, легкими и в значительном большинстве случаев они сохраняли способность перемещаться вместе с войсками [вероятно, подразумевается – с пониженной или отсутствующей нагрузкой – М.З.] и вновь становились вполне годными для службы в две недели. Пулевая рана мгновенно запечатывает сама себя сгустком спекшейся крови и заживает без возникновения патологических образований, не подвергаясь заражению, если тромб не был смыт или содран. Это очень важный момент в стране пыли и мух. Все пулевые ранения в реальности требовали только присыпания небольшим количеством йодоформа для того, чтобы отгонять мух, и отсутствия попыток извлечения [пули], грозящих превратить легкое ранение в тяжелое … Сопровождавшие нас на марше лошади с пулевыми ранениями были главным образом теми, которые получили ранения мягких тканей, и именно к таким ранениям сделанные мной замечания о невмешательстве и относятся.»

Правда, справедливости ради, тот же Хэд отмечал, что примерно 65% лошадей, получивших пулевые ранения, погибали или добивались потом. Но так же отнюдь не редким событием бывало, когда лошадь, получившая две или три пули, оказывалась еще в состоянии вывезти хозяина с поля боя или продолжать на некоторое время атаку.

-2

Так, конь французского лейтенанта шассеров (нечто вроде гусар) Марселя Дюпона в 1914 году в одном деле получил три пулевых ранения:

"...Первое с внутренней стороны левого бедра («ужасная рана, размером с мою ладонь, из которой кровь лилась потоком вниз по ноге»), второе в бок, третье в пах (последние два оставили только «2 маленьких красных входных отверстия»).

Но конь вынес хозяина из-под огня и после боя еще оставался жив.

В сражении под Хай Вуд в той же Первой Мировой двум английским кавалерийским полкам пришлось атаковать стрелковые части противника на открытой местности. Потери были следующие:

7-й гвардейский драгунский полк (для понимая пропорции потерь к общей численности исходим из номинальной численности полка около 400 коней, хотя она фактически могла быть значительно ниже): 1 офицер ранен, 2 рядовых (?) – убиты, 20 ранены. Убито 16 лошадей, 23 – ранены.
20-й полк декканской кавалерии: 2 офицера ранены, 3 рядовых (?) убиты, 50 ранены. 18 лошадей убито, 52 ранены.

Кстати, во всей подобной статистике под ранеными лошадьми следует понимать легкораненых. Тяжелораненые кони добивались обычно сразу же.

Но в общем и целом - здоровая лошадь, да еще и на адреналине, держит пулю вполне неплохо. И порою вполне способна даже при тяжелом ранении доскакать до врага, чтоб хозяин мог ткнуть его мечом, или вывезти хозяина с поля боя.

Кстати, по наставлениям XVI-XVII века знаете как полагалось убивать из пистолета коня?

Стрелять в шею, но наклонно, сверху вниз, в упор, так, чтоб пуля дошла до сердца.

Источники:

1. М. Звягинцев, "LOBSTERMAN против BULLETMAN'a ______Почти комикс: Хэслридж vs Аткинс, 1643" https://vk.com/@longsword_club-lobsterman-protiv-bulletman-pochti-komiks-heslridzh-vs-atkin

2. М. Звягинцев, "ПУЛЕМЕТНЫЙ МИФ, ПРОЩАЙ! Кавалерийский палаш обр. 1908, ч. IV: тактический срез" https://vk.com/@longsword_club-pulemetnyi-mif-proschai-kavaleriiskii-palash-obr-1908-ch-iv