Благое намерение создателей популярного сериала «Смешарики» рассказать об истории и традициях жителей Северной Осетии обернулось скандалом.
Как известно, кроме основного сериала про круглых персонажей у «Смешариков» есть и ответвления с образовательным уклоном. Про правила дорожного движения, финансовую грамотность и так далее. Текущая линейка называется «Азбука дружбы народов».
И вот на днях свет увидел новый эпизод про Северную Осетию. В результате в кавказской республике неслабо полыхнуло.
Началось всё с возмущения председателя правления национального историко-этнографического общества Уацамонга Марата Цагараева. По его мнению, в «Смешариках» культуру осетин «вывернули наизнанку».
Что же там натворили сценаристы?
В эпизоде зрителям рассказывают о героях Нартского эпоса, трёх пирогах и национальных танцах. И вот эти самые пироги внезапно мультперсонажи едят на скорость. Цагараев:
«Осетины за столом никогда не соревновались. Наоборот, это считалось постыдным, когда кто-то тебя может упрекнуть, что ты обжора или еще кто-то. Осетины в еде были воздержаны. У меня дед приходил со свадьбы и просил, чтобы его дома жена покормила. То есть он не кушать туда шел, а соблюдать какие-то ритуалы».
Да и в их символизме нашлись ошибки.
По мнению Цагараева, мультфильм искажает смысл нартского эпоса и сакральных символов. Пироги в мультфильме якобы означают небо, землю и подземный мир, хотя у осетин это не так.
«Осетинские пироги никого не «олицетворяют», они готовятся в посвящение: первый имени Бога (Хуыцауы номыл), второй посвящен Солнцу (Хуры номыл), третий - Земле (Зæххы номыл)», - отмечает историк.
Героиню Шатану (древнее женское аланское имя) назвали Сатаной, причиной чему, скорее всего, стала неверная транскрипция. Хотя стоит отметить, что в письменных источниках чаще всего так и указывают – Сатана (Шатана), но на слух оставили менее благозвучный вариант. Кстати, ударение ставится на второй слог.
Но, пожалуй, основная претензия в том, что повествование ведётся от имени свинки Нюши, которая и предстаёт в образе главной героини. К слову, серия называется «Нюша-богатырша».
Большинство осетин являются православными, тем не менее, свинья для них якобы «грязное животное».
«Это тоже как-то нелогично, потому что наши предки эту животинку не очень-то почитали. Поэтому говорить устами поросенка о сакральных вещах Осетии — я считаю, что это неправильно», - высказался всё тот же Цагараев.
Это же для детей
Впрочем, у мультпроекта нашлись и защитники. Например, журналист Заур Фарниев, считает, что Шатана в эпосе и была такой же феминисткой, какой предстала Нюша. А остальные недостатки, на его взгляд, несущественны.
«Чтобы все эти господа были довольны, нужно, чтобы детям про нартов рассказывал какой-нибудь учёный или на худой конец, кто-нибудь из «Стыр Ныхас» (общественная организация осетин - Ред.). Будет красиво, интересно и поучительно. Но только не детям», - написал он в своём телеграм-канале.
Так или иначе, в соцсетях начали появляться гневные сообщения с требованиями "отменить" "Смешариков", удалить вышедшую серию и забыть как страшный сон.
Впрочем, от официальных лиц таких требований не звучало.
Кстати, серия вышла 11 декабря, а тему в СМИ и соцсетях начали раздувать активно только 15-16 декабря. И создаётся ощущение, что шумиха во многом искусственная. Что не отменяет формальных недочётов сценаристов.
Более того, до этого вышла серия про Дагестан, точнее, про аварцев. И там тоже зрители находили недочёты.
«Очень красиво сделали, показав аварские символы - орла и волка. Но в мультфильме играет чисто даргинская мелодия, и все в республике знают, что это не аварский мотив, - отметил директор Аварского музыкально-драматического театра Магомед Бисавалиев. - Лезгинку с любым другим мотивом если бы поставили, не ошиблись бы - их танцуют все народы, но только не эту мелодию».
И там Нюша тоже была в качестве рассказчика, что знатока аварской культуры аналогично не устроило.
«Если есть возможность с помощью компьютерной графики это изменить, я бы порекомендовал так сделать. А вот подача мне очень понравилась», - подытожил Бисавалиев.
Кто консультировал?
В конце всех серий «Азбуки народов России» сообщается, что авторов консультировала кандидат культурологии, историк, этнограф, заслуженный работник культуры России Ольга Ботякова. Она более сорока лет проработала в Российском этнографическом музее.
Теперь активно выпускает статьи, книги и учебные пособия. Одна из них - «Этнография для дошкольников», в которой есть раздел про Дагестан.
Подытожим
Снова кто-то недоработал, не подумал (не додумал), кто-то обиделся. В общем, всё как обычно. Хорошо ещё видео с извинениями не заставляют записывать...
А если серьёзно, то "Смешарики" продолжают радовать интересными проектами с полюбившимися героями. Возможно, всё дело в желании упростить материал. Сделать более доступным для детской аудитории.
А вся эта шумиха только поднимет интерес к проекту.
Надеюсь, на это фото никто не обидится...