Найти в Дзене
РА "ВебАрт"

80% родителей ошибаются в этом: как работает раннее развитие ребенка

Записать в очередной кружок или «не лишать ребенка детства»? Если вы задавали себе такой вопрос, то эта статья – для вас. Вместе с педагогами частной школы «Согласие» разбираемся: И для начала разберемся с терминами. Раннее развитие: в чем суть + главные ошибки Ранним развитием (РР) называют комплексное развитие ребенка в возрасте от 1-1,5 до 3-4 лет. В этот период мозг человека наиболее активен. Если не углубляться в биологию, то именно в эти годы в нем активно образуются новые нейроны. С годами нейрогенез почти полностью останавливается – то, что заложено в детстве, продолжает работать на нас всю жизнь. Здесь мы сталкиваемся с первой «ловушкой» РР, в которую попадают многие родители. Звучит она примерно так: «Нужно успеть заложить в ребенка как можно больше до 4-х лет». Под давлением дедлайна малыша записывают сразу на несколько кружков. Занятия подбирают в основном из трендовых: робототехника и все что с приставкой «нейро-». И хотя в них нет ничего плохого, список занятий обычно пол

Записать в очередной кружок или «не лишать ребенка детства»? Если вы задавали себе такой вопрос, то эта статья – для вас.

Вместе с педагогами частной школы «Согласие» разбираемся:

  • В какие «ловушки» попадают 8 из 10 родителей, решая, отдавать ли ребенка на занятия?
  • Как выглядит «правильное» раннее развитие?
  • Какие 3 вида деятельности должны в нем быть?
  • Как найти точку баланса, в которой ребенок будет развиваться без вреда для психики?
  • Что лучше: домашние или групповые занятия по РР?

И для начала разберемся с терминами.

Раннее развитие: в чем суть + главные ошибки

Ранним развитием (РР) называют комплексное развитие ребенка в возрасте от 1-1,5 до 3-4 лет. В этот период мозг человека наиболее активен. Если не углубляться в биологию, то именно в эти годы в нем активно образуются новые нейроны. С годами нейрогенез почти полностью останавливается – то, что заложено в детстве, продолжает работать на нас всю жизнь.

Здесь мы сталкиваемся с первой «ловушкой» РР, в которую попадают многие родители. Звучит она примерно так:

«Нужно успеть заложить в ребенка как можно больше до 4-х лет».

Под давлением дедлайна малыша записывают сразу на несколько кружков. Занятия подбирают в основном из трендовых: робототехника и все что с приставкой «нейро-». И хотя в них нет ничего плохого, список занятий обычно получается несбалансированным. Итог – ребенок перегружен, тревожность растет, начинаются капризы и проблемы со сном.

Получается, что ребенку до 3-5 лет лучше сидеть дома, а РР придумали маркетологи, чтобы заработать денег?

Нет, и в этом заключается вторая «ловушка». В нее попадают семьи, которые вообще не хотят отдавать ребенка ни в какие-либо группы, ни в детский сад.

-2

Факт в том, что раннее развитие работает, и в его пользу говорит целый ряд исследований, например:

  1. Психолог Джон Процко из Калифорнийского университета выяснил, что занятия по сбалансированной программе раннего развития значительно повысили результаты IQ-тестов у детей до 3 лет.
  2. Мета-анализ «Общества исследований в области развития детей» (США) подтвердил, что даже 1 год дошкольного образования улучшает языковые и социальные навыки детей.
  3. Исследование проекта Abecedarian, длившееся более 50 (!) лет, подтвердило, что знания, усвоенные ребенком в первые 5 лет жизни, в будущем помогают уже взрослым людям лучше трудоустраиваться и поддерживать хорошие отношения с родителями.

А что насчет «отнятого детства»? Это аргумент, который обычно ставят в противовес родителям, отдавшим свое чадо в группы развития. Но логики в нем нет по одной простой причине.

Качественные занятия по РР – это всегда веселая игра для ребенка.

Это значит, что ребенок учится чтению, вокалу, лепке из соленого теста и другим умениям незаметно для себя, фоном. Нужные навыки усваиваются сами, пока малыш просто играет в «игру», которую создал педагог. И тут мы подходим к главному вопросу: какими должны быть «игры», которые не будут давить на ребенка и разовьют в нем нужные навыки?

3 главных вида деятельности в РР

Многие понимают под ранним развитием сухую «прокачку» интеллекта: счет, чтение, логика, конструкторы, робототехника. Такой подход игнорирует два важных факта:

  1. умственное развитие ребенка неразрывно связано с физическим;
  2. интеллект опирается на зрительные, двигательные, осязательные и другие анализаторы, на развитие которых отлично работает творчество.

Простыми словами: чтобы малыш вырос умным и эрудированным, мало вкладываться в интеллект. Обычная физкультура, рисование и вокал нужны для развития мозга не меньше, чем счетные палочки и умение читать по слогам.

С мамой, с няней или в группе – где лучше заниматься?

Почти любые игры с ребенком дома создают условия для раннего развития. Никто не запрещает маме изучить пару методик для самых маленьких и заняться РР самой, или поручить это дело няне. Но здесь в дело вступает важный нюанс.

Раннее развитие должно работать в том числе на социализацию.

Это значит, что качественное РР помогает ребенку развивать социальные навыки: общаться со сверстниками, заводить друзей, просить, отказывать, помогать, благодарить, сдерживать эмоции, когда это нужно. Может мама или няня развивать эти навыки?

Не всегда, так как мама и няня – люди из взрослого мира. И даже если у ребенка есть братик или сестренка, они воспитываются вместе и воспринимаются не так, как сверстники.

Идеальный формат для самых маленьких – группы раннего развития «Мама и малыш». Такие занятия проходят под руководством педагога в небольших группах. На них мама всегда рядом с ребенком, что снижает возможный стресс у малыша. Кстати, позанимавшись в таких группах, многие детки гораздо легче адаптируются к садику.

-4

Работа в группе в сравнении с занятиями дома:

  • учит взаимодействовать со сверстниками;
  • более разнообразна;
  • задействует максимум каналов восприятия;
  • может формировать навыки, которых нет у родителей (например, если у мамы совершенно нет интереса к конструированию);
  • закладывает фундамент для дальнейшей социализации в садике, школе.

Идеальные занятия по раннему развитию – какие они?

Итак, мы знаем, какие ошибки допускают родители, планируя раннее обучение ребенка. Теперь можно составить список если не идеальных, то очень близких к ним условий для РР. Среди них обязательно будут:

  • Согласованные между собой занятия. Творчество, физические упражнения, задания на развитие внимания, концентрации, памяти, логики – в программе должно быть все. Лучший формат – игровой. Малыш учится нужным навыкам без принуждения и в неформальной обстановке.
  • Социальная направленность. Логика и счет – это замечательно, но РР также должно включать социальный компонент и общение со сверстниками. Педагог аккуратно вводит приемы на коммуникацию (например, просит выполнить задание в парах), направляет и поддерживает ребят.
  • Отсутствие давления на ребенка. Если занятия приносят малышу стресс, сначала нужно выявить его источник. Чем больше родители насаждают и навязывают, тем с большими последствиями для психики можно столкнуться позже.
-5

В сети детских садов «Согласие» занятия для групп раннего развития подобраны педагогами со стажем, которые знают эти и другие нюансы обучения младших дошкольников. Время и число занятий мамы с ребятами выбирают сами – система максимально гибкая. А чтобы педагог мог уделить время каждому, занятия организованы в мини-группах по 5 человек.

Возраст до 3-4 лет – это лишь основа, фундамент для формирования будущей личности. И если пройти эту ступень с нужным старанием, то навыки, полученные в процессе, будут помогать ребенку всю жизнь.

Официальный сайт детского сада-школы "Согласие"

Реклама: 2VtzqudutHP Рекламодатель: ЧОУ «СОГЛАСИЕ-М» ИНН 667101404