В минувшую пятницу, 13 декабря зрителям Исторической сцены Большого театра исполнители Мариинки напомнили, что наша жизнь – игра. В «Пиковой даме» графиня вновь расставляла свою дьявольскую ловушку, а Герман безуспешно пытался овладеть ускользающей магией трёх карт.
До «Пиковой дамы» мне казалось, что опера – не мой жанр музыкально-театрального искусства. Обычно я хожу на такие спектакли больше для того, чтобы приятно провести вечер в культурном месте, познакомиться лично с произведением, с которым не мешает познакомиться для общего развития. «Пиковая дама» стала первой постановкой, от которой я получила настоящее эстетическое удовольствие и которой аплодировала от души и с огромной благодарностью за увиденное. А теперь подробнее.
Создатели
Музыкальный руководитель и дирижер спектакля – Валерий Гергиев, зал очень тепло приветствовал его появление. Он встал за пульт, взмах руками, и инфернальное действо началось.
Режиссер-постановщик Алексей Степанюк бережно отнесся к произведению Пушкина. На сцене разыгрывается знакомая всем история без современных пасхалок, отсылок и прочих авторских интерпретаций. В этом ему помог художник-постановщик Александр Орлов, создавший фантастические декорации, которые трансформировались буквально на глазах, превращая сцену из огромного бального зала в бескрайнюю водную гладь, давили на героя величественными сводами и расцветали яркими красками пасторального празднества.
В какой-то момент удивили внезапно ожившие статуи. Стоявшие на протяжении длительного времени украшением бального зала, они внезапно сошли со своих постаментов и присоединились к гостям праздника, видимо, заразившись общей атмосферой бала. Удивительно, как артисты простояли так долго в неподвижности.
Отвечавшая за красоту образов художник по костюмам Ирина Чередникова одела персонажей в эффектные наряды в стиле XVIII века. В спектакле задействованы десятки, если не сотни актёров - это очень масштабная постановка. Прекрасно одетые участники хора великосветских дам и господ завершили очень яркую и впечатляющую общую картину.
Это было очень красиво! Помпезно, по-петербургски пышно, элегантно и роскошно одновременно.
Ну и, разумеется, Пётр Ильич Чайковский. Звучащая во всех театрах мира бессмертная музыка, перед которой бессильна какая бы то ни была «культура отмены». Говорить о том, что она гениальна, настолько же не имеет смысла, насколько заявлять, что небо синее, а трава – зелёная. Не буду скрывать, что разного рода речетативные музыкальные связки мне не очень, я их в любых операх не люблю. Но отдельные моменты хотелось бы заслушивать на бис, особенно «хиты» классической музыки.
Бесконечное удовольствие наслаждаться зловещим романсом графини Je crains de lui parler la nuit, равно как и печальным нежным пением Лизы «Ах истомилась, устала я», после которого зал взорвался криками «браво!». Всем известное заявление Германа «Что наша жизнь? – Игра!» стало наградой зрителю почти под занавес спектакля. Четырёхчасового, к слову. И он пролетел соооовсем с другими впечатлениями, нежели такая же четырёхчасовая опера «Жизнь за царя», на которой я не знала, как дожить до финала в мае этого года в том же Мариинском.
Исполнители
Стоит ли говорить, что главные действующие лица – собственно артисты – были непревзойденны? Я не профессионал и не могу оценить мастерство, на мой взгляд всё было как обычно в опере – невероятно мощно. Роль Германа исполнил Олег Долгов, а Анна Шаповалова преобразилась в Лизу. Её голос – отдельное наслаждение, особенно лирические арии. Очень нежный и мягкий тембр.
Должна сказать, что немного удивили выбор исполнительницы графини – за «осьмидесятилетнюю каргу» поёт Елена Манистина. Поет великолепно, а выглядит больше дочкой графини, если не внучкой. Поинтересовалась в интернете, актрисе, оказывается 50 лет. Такая вот ирония судьбы – восьмидесятилетние играют пятидесятилетних и наоборот. Парик бы что ли какой страшенный на неё надели)) «Потому что нельзя быть на свете красивой такой» (с).
Сколько нынче стоит сходить на историческую сцену Большого театра
На фоне скандала с «Щелкунчиком», цены на которого исчисляются уже шестизначными цифрами, «Пиковая дама» – удовольствие очень доступное. Уж не знаю, потому ли, что артисты не Большого, а Мариинского, или из-за того что опера традиционно дешевле балета. У нас были билеты в центре первого яруса, буквально по соседству с царской ложей, правда, во втором ряду. Так вот это обошлось всего в 5 тысяч. Я считаю, ни о чём. Обычные драмтеатры Москвы за 5 тысяч уже билеты где-то во второй половине зала продают.
Несмотря на то, что ряд – второй, видно хорошо, я изначально ожидала худшего. Если зрители перед нами не наклонялись сильно вниз, то смотреть практически ничего не мешало. Да, далековато, оттенки мимики исполнителей уже не уловить, но в целом обзор хороший.
Большой театр – это праздник
Недавно всё в тех же спорах о том, зачем люди так рвутся на «Щелкунчик» в Большой, читала множество мнений, мол, театров много, мёдом именно в Большом не намазано, можно в другой с удовольствием сходить.
Можно, и ходим, и ходить будем. Но Большой театр – это больше, чем просто сцена, спектакль, зал, фойе... Это ни с чем не сравнимая атмосфера и потрясающая красота. Это элегантно одетые люди, которых здесь намного больше, чем в любом другом театре (хотя, джинсы и вязаные кофточки есть и здесь). Это немного прикосновение к истории и лёгкое ощущение сопричастности с поколениями театралов, приходивших сюда и 100 лет назад.